Воскресный день. Воскресенье, воскресный день Что такое воскресный день по закону

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели , Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – , а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня - dies Solis - «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском - “søndag”, на шведском - “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется - Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») - происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим « », «Фомина неделя» и т.п. – .

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье - последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка , главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не , не читается покаянная , не делаются земные поклоны.

И как очевидно, что Бог не нуждался в покое, то что же из этого следует, как не то, что это постановление имело в виду чело­века, т. е., что суббота, как это возвещает Иисус Христос, дана для человека, кото­рый с самых древних времен и праздно­вал ее гораздо ранее, чем в форме закона празднование субботнего покоя было уза­конено на Синае. Вот первоначальная основа установления дня покоя.

Итак, перед нами Божественное поста­новление: суббота для человека, - для че­ловека всех времен и мест. Мы прибавим: для человека до падения его. Если она была необходима для него в состоянии невинно­сти его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходи­мости труда, наконец, греху, который по­стоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческо­го назначения?

В книге Исход (16: 23-30) в первый раз упоминается о субботе, и это упоминание лишь предшествовало еврейскому закону. Сам способ, с каким Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по по­воду сбора манны накануне этого дня, по­казывает, что он отнюдь не дает им новой заповеди, но восстановляет старую, осла­бленную и, быть может, забытую среди тяж­ких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, можно и должно было ее восстано­вить. Почему и самое выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показы­вает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Поэтому, нельзя приписывать синайскому законодательству того постановления, которое оно само пере­носит за 25 веков назад и заимствует из пер­вых преданий человечества. Очевидно, что еще раньше синайскаго закона учреждение и соблюдение дня покоя было известно и применяемо даже за пределами еврейского народа, всюду являясь постановлением все­мирным и вечным. Века его не уничтожили; оно остается таким же необходимым и свя­щенным для нас и в нашей деловой жизни, и в шумной цивилизации, каким было у первых верующих, вносивших с собою под шатер пустыни веру в Бога, первоначальные предания мира и будущность человечества.

Самая строгость его указывает нам, на­сколько Бог считал необходимым это по­становление для религиозного воспитания избранного Им народа. Но, узнав от свя­того апостола Павла, что мы не под зако­ном, а под благодатью (см. ), не будем относиться легкомысленно к этому древнему постановлению. Здесь наиболее достойно замечания то, что учреждение субботы нашло себе место в Десятословии вместо того, чтобы смешаться со множе­ством различных мелких предписаний Мо­исеева закона. Десятословие в краткой, но чудной форме излагает весь нравственный закон, и все требования, заключающиеся в нем, имеют прямое отношение к религи­озной жизни каждого человека, который пожелал бы в какую угодно эпоху слу­жить Господу Богу. Таким образом, видя, что соблюдение дня покоя занимает такое видное место и предписывается в такой настойчивой и точной форме, мы заклю­чаем, что оно зиждется на самых коренных условиях религиозно-нравственной жизни человека и должно иметь значение вечное.

Фарисеи же прибавили свои мелочные предписания к закону; с точностью опре­делили, какие дела должно дозволить в этот день, рассчитали даже число шагов, которое можно было сделать, и решили, что вместо забот о больном, лучше оста­вить его умирать, прославляя Бога своим полным бездействием.

Иисус Христос Своим учением ос­вободил нас от подобного фарисейства. Он разрушил сборники их наставлений и предписаний. Искупленные благодатью, мы не находимся более под игом закона и его обрядовых предписаний. Но если Ии­сус Христос снял с еврейской субботы ее подзаконный обрядовый и чисто внеш­ний характер следует ли из этого, что Он осудил самое установление субботы? Нет. Напротив, Он ему возвращает его вечное значение сими достопамятными словами: «суббота для человека». Он лишь возводит нас этим выражением к первоначально­му установлению этого дня. В различных случаях Он указывает нам, в каком духе этот день должен праздноваться. Допу­ская Своих учеников срывать колосья для пропитания, Он тем разрешает крайне не­обходимое дело житейской потребности; исцеляя больных, Он благословляет этим дела милосердия; не запрещает вытаски­вать овец, или осла, или вола, упавших в яму или колодец (см. ; ), показывая, что Он Господин субботы, и что, если дело касается служения Богу, то мы можем быть призваны в этот день к са­мым тяжелым и трудным подвигам.

Новозаветная Церковь наследует дух своего Учителя: она отказывается от внеш­него соблюдения еврейской субботы и по­винуется предписаниям апостола, который ясно говорит тем сердцам, которые по­добная мысль могла устрашить: никто да не осуждает вас за… субботу ().

И как бы желая показать, что Церковь пользуется дарованной ей духовной сво­бодой, она изменяет день отдыха: день, посвященный Отцу, она смело посвяща­ет Сыну, празднуя память воскресения Иисуса Христа, Которым все обновилось. Сама Церковь еще во времена апостолов освятила первый день недели. Так, в книге Деяний апостольских мы ясно видим этот день установленным для преломления хле­ба (). Этот обычай немедленно вводится в церквях, основанных святым апостолом Павлом, и это ясно доказыва­ется тем обстоятельством, что, во время своего пребывания в Троаде, святой апо­стол Павел, несмотря на то, что спешил продолжать свой путь, остался дожидаться первого дня недели, когда ученики собра­лись для преломления хлеба, и беседовал с ними до полночи (см. Деян. 20: 7). Это яв­ляется, хотя косвенным, но, как нам кажет­ся, довольно ясным доказательством того, что этот день установили, т. е. перенесли празднование с субботы на воскресенье, первые христиане. В апостольских посла­ниях мы находим увещания, относящиеся к милосердию, особенно в этот день; на­конец, последняя книга Священного Пи­сания - Апокалипсис, - нам говорит в сво­их первых стихах, что в один из воскресных дней святой апостол и евангелист Иоанн, сосланный на Патмос, имел видение, о ко­тором он рассказывает, называя этот день прямо днем воскресным (см. ).

Вот учение Священного Писания от­носительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохранялся во все времена у Богом избранного народа, и если в некоторые пе­риоды он принимал характер формальный, то, тем не менее, из той же еврейской фор­мы он возрождается в Новом Завете, как постановление Божественное, всемирное и вечное.

Воскресши в первый день недели, Спа­ситель, истинный Господин субботы, сое­динил с воскресным днем более важные для христиан воспоминания, нежели те, кото­рые соединялись с ветхозаветной субботой. Суббота напоминала о творении древнего мира, который, вследствие падения чело­века, подпал власти «князя мира сего» и оказался во зле; первый же день недели на­поминает об искуплении от власти греха и диавола, о воссоздании человечества.

Косвенное указание на покой, со­блюдаемый в воскресный день, мы встре­чаем уже у священномученика Игнатия Богоносца в Послании к Магнезийцам. Затем присутствование христиан первен­ствующей церкви в воскресные дни при богослужении и на вечерях любви показы­вает, что они прекращали свои житейские дела по крайней мере в первую половину дня. Но можно догадываться, что христиа­не, из уважения к воскресному дню, заме­нявшему субботу, не работали и весь день. О соблюдении покоя в воскресный день говорится в Постановлениях апостольских (кн. 7. гл. 33; кн. 8, гл. 33). Первое по вре­мени церковное правило, которым узаконяется обычай покоиться в воскресенье, есть 29-е правило Лаодикийского собо­ра, бывшего в конце IV века. «Не подоба­ет, - гласит это правило, христианам иудействовати и в субботу праздновать, но делать им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Здесь противоположение воскресенья, которое должно праздновать, субботе, в которую должно работать, по­казывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова: «аще мо­гут», дают понять, что необходимые, важ­ные и неотложные дела могут быть испол­няемы и в воскресенье, без нарушения его святости, - что христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписа­ниях, которыми было обременено в позд­нейшее время иудейское празднование субботы, - что они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой.

Обычай соблюдать воскресный покой, кроме церковных правил, был утвержден и властью императоров. Святой Констан­тин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже было подтверж­дено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать толь­ко необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой и многие последующие императоры запре­тили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и со­хранение общественного порядка не допу­скали отсрочки.

Церковь запрещала производить в праздники именно житейские дела. А дела богопочтения, благочестия, как-то: по­сещение храма и присутствие при обще­ственном богослужении, домашнюю мо­литву, погребение мертвых, крестные ходы, бескорыстную помощь ближним, особенно несчастным, чтение религиозных книг, объ­яснение Писания и т. п., она не только не воспрещала, но, или прямо и настойчиво узаконяла, или, по крайней мере, одобряла, потому что таковыми делами главным обра­зом и освящается воскресный день.

Церковь всегда признавала воскре­сенье днем духовной радости. Это она выра­зила, прежде всего, в запрещении поститься в воскресенье (см. 64-е апостольское прави­ло; 18-е правило Гангрского собора).

Авва Дула, ученик преподобного Вис­сариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнад­цать дней».

Молитва, - это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожале­ние о худо проведенном прошлом - воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил гово­рить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего су­щества нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (), - пишет он ему. И святые отцы, сле­дуя апостолу, заповедуют всем чтение свя­тых книг, как одно из важных средств к ду­ховному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, - говорит святитель , - то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, - жи­вым ли голосом, или через писание кто гово­рит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить хри­стианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресе­нье - Прим. Ред.) каждый из вас пусть от­лагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (). Святитель , внушая эту заповедь кон­стантинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бед­ных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каж­дый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нару­шим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при прода­же, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чти­ли праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, - говорит один древний христи­анский писатель, - служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пирше­ства, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по сла­бости уже не могут выходить из дома и за­ниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподоб­ной Марфы, рассказывая о том, как почи­тала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапе­зы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость неко­торых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так, известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздни­ков: создав странноприимницу и больни­цу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усерди­ем: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Те­перь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные со­беседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин вос­кресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные сво­им постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но бога­тым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспо­минал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, - станем вместе ходить в церковь, - я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, - делить попо­лам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавший добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (). Впрочем, если я говорил, будто нахо­дил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». - Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, - стоят в цер­кви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удо­вольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоян­но в напряжении, но ему необходим и от­дых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; - поэтому лучшей радостью христиа­нина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не за­прещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, - посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятель­но рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и преда­ваться излишествам всякого рода. Святи­тель говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умно­жать грехи свои, но чтобы очистить и те, ка­кие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственно­сти: праздников ваших ненавидит душа Моя (). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьян­ству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В христианстве самый первый день был днем светлой радости для учеников Хри­стовых. С тех пор день воскресения Госпо­да всегда был днем радости для христиан.

Поэтому и слово «праздник» ассоцииру­ется с духовной радостью. Сюда не отно­сятся многообразные мирские развлече­ния, которые, пусть даже и возвышенные по своей форме, никак не могут освящать святого дня.

Празднование воскресного дня есть не­посредственное служение Богу, состоящее преимущественно в воспоминании о Вос­кресении Христовом. Покой от мирских дел - необходимое условие празднования, а радость - естественный его результат.

Общение с Богом, составляющее сущ­ность празднования, удобнее достигает­ся в обществе людей, ибо Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (). Празднование прежде всего должно совершаться в хра­ме - этом месте особенного благодатного присутствия Божьего. Здесь совершается Таинство Евхаристии, здесь поучают сло­ву Божию священнослужители, Самим Богом поставленные пасти стадо Его и получившие для того особенные благо­датные средства. Здесь все верующие еди­ными устами и единым сердцем возносят свои моления, прошения и благодарения Богу. Здесь члены Тела Христова вступают в теснейшее духовное общение со своей главой Христом и между собой. Торжест­венная тишина и благоговение возвышают сердца к Богу. Общение всех верующих, взаимный пример возбуждают и усили­вают благоговение и молитву каждого в отдельности. Совершение в воскресный день святых и духовных дел удовлетворяет самые существенные потребности челове­ческой души. Это и само по себе есть бла­го, и вместе с тем - главнейшее средство достигнуть рая, единения с Богом и вечно­го блаженства.

Православные христиане! Будем стро­го и неуклонно праздновать день воскрес­ный и все прочие праздничные дни, уста­новленные святой Церковью к нашему земному счастью и спасению вечному.

день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1-6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который последовало воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя Божия по сотворении мира, на В. - день пересоздания его. В. иначе называется единой от суббот (Луки, XXIV, 1), первой субботой (Марка, XVI, 9) и днем недельным (Апок., I, 10). Некоторые из В. дней заключают в себе двойную торжественность, каковы В. Светлое, или Пасха, день Пятидесятницы, В. вербное - цветоносная неделя, Сборное В. - неделя православия. См. соответственные слова.

  • - день, в который христианская церковь со времен апостольских празднует воспоминание воскресения Христова...
  • - еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье - издается в Москве с 1887 года; издатель-редактор священник С. Я. Уваров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - народная иллюстрация, издавался в СПб. с 1863 года еженедельно; изд. А. О. Бауман; редактор В. Р. Зотов. Целью издания было дать дешевый иллюстрированный журнал для небогатых среднего круга читателей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ВОСКРЕСЕ́НЬЕ, -я, род. мн. -ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОСКРЕ́СНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет...

    Толковый словарь Ушакова

  • - воскре́сный прил. 1. соотн. с сущ. воскресенье, связанный с ним 2. Свойственный воскресенью, характерный для него. 3. Проводимый по воскресеньям, приуроченный к воскресенью. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - воскр"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}   канон, содержащий прославление воскресения Христова...

    Словарь церковнославянского языка

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 воскресно-вечерний...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь синонимов

"Воскресенье, воскресный день" в книгах

Глава 13 Один воскресный день из жизни весьма юной мадам

Из книги Исповедь юной мадам автора Ли Ma-Лин

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги Кирилл и Мефодий автора Лощиц Юрий Михайлович

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ ВознагражденияНатрудились они.Сами струи морские, с напряжением втягиваясь из переполненного Понта в узкую горловину Босфорского пролива, подсказывали им напоследок, как они - сполна, а то и паче меры - натрудились.Но разве не трудятся в

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы…

Из книги С Лазурного Берега на Колыму. Русские художники-неоакадемики дома и в эмиграции автора Носик Борис Михайлович

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы… Начнем, конечно, с живописи и с друзей-живописцев. В 1925 году вполне процветающий (семь выставок за четыре года) парижский художник Василий Шухаев написал портрет их с Сашей Яковлевым

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье) Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные

3. Воскресный день в Чекерсе

автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе

Из книги Тайная война против Советской России автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе В 1922 г. в разоренных областях России свирепствовал голод и казалось, что близкое крушение советского строя неминуемо. Государственные деятели Европы, белоэмигранты и политическая оппозиция внутри Советской России деятельно заключали тайные

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток Приличным для молитвы днем положил он почитать день истинно господний, первый, действительно воскресный и спасительный. Дьяконами и служителями Божьими назначив людей, украшавшихся непорочностью жизни и всякой

День воскресный

Из книги Три нью-йоркских осени автора Кублицкий Георгий Иванович

День воскресный Сегодня воскресенье.Не знаю, как начинается оно в пригородах. Мне знакомы лишь воскресенья на Манхэттене, куда жители пригородов стягиваются для праздничных развлечений и, так сказать, греховных удовольствий.Ранним воскресным утром центр Нью-Йорка

Воскресный день на Уэмбли

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Воскресный день на Уэмбли «Таймс» 23 мая 1924 г.Сэр! Хотелось бы надеяться, что демократически избранное правительство позаботится о том, чтобы и малоимущие граждане получили возможность лицезреть замечательное представление на Уэмбли. Для многих, если не для большинства

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни) I. В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные дни и творившего во время их сугубые дела христианского

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день)

Из книги Проповедь под горой автора Сербский Николай Велимирович

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день) ...Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас... (Еф. 4:6) ...Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии... (Рим. 8:14) ...Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... (Мф. 18:10) Все люди - сыновья царские,

Воскресный день

Из книги Дидахи, или учение Господа, переданное через апостолов автора Автор неизвестен

Воскресный день В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59 Во время оно, рече Иисус народу иудейскому и Первосвященникам: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне; иже есть от Бога, глаголов Божиих

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Ныне в Благовещенском соборе на Божественной Литургии было прочитано зачало из Послания апостола Павла к Евреям, в котором были следующие слова:

«И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Кор 11:32-40)

Апостол говорит о святых праведниках Божьих, которые, претерпев множественные притеснения, поругания и гонения, не отступили от Евангелияи ценой собственной крови не дали угаснуть исповедованию Веры Истинной и жизни Церкви Христовой. Они не получили обещанного здесь на земле, но наследовали лучшее Царство..

И одиного из таких праведников вспоминает Святая Церковь сегодня - святого Максима Исповедника. Он жил на рубеже VI-VII веков в эпоху вселенских соборов, когда императоров и патриархов Римской Империи очень сильно беспокоили вопросы вероисповедания. И эти вопросы были настолько тонкими и глубокими, что нынешнему обывателю будет практически невозможно представить их предмет. Мало кто сейчас из прихожан задумывается о том, как во Христе было одновременно и Божественное и человеческое начало, сколько у Него было волей (божественная, человеческая, или сразу две?) и т.п., однако, такие вещи, такие темы были настолько значимы, что от них зависла не только церковная, но и политическая целостность Римской Империи.

И так, монах Максим, будучи очень и очень образованным богословом отстаивал чистоту и истинность православного вероисповедания, борясь с бушевавшей в то время ересью монофелитства.

Немного ранее большинство иерархов сильно удовлетворяло другое еретическое вероисповдование - монофизитство, отчего ересь распространялась по всей Церкви. И это распространение было необходимо пресечь путем грамотного богословского обоснования неистинности ереси, но, пребывая уже в меньшинстве, православные епископы во главе с папой римским Гонорием сформулировали новое обоснование христианского учения, чтобы пойти с еретиками на компромис и исповедовать единое, не расколотое ересью христианское учение, но, к сожалению, уступка еретикам понесла за собой новую ересь - моноэнергизм, понесший за собой монофелитство. Церковь сплотилась, но Вера и исподование ее было неистинно. И только монах Максим, не соглашаясь ни с одним «компромиссом», отстаивал подлинное вероучение..

Подумать только! Все Православие в тот момент хранил один лишь человек!

И самое страшное в том, что, обладая большим авторитетом, преподобный Максим не давал покоя и императору, и папе римскому, и патриархам, за что был объявлен врагом Империи, пытавшимся своими богословскими трудами создать в ее единстве раскол. Его осудили, отрубили правую руку, чтоб не мог писать, вырвали язык, чтоб не мог проповедовать и отправили в далекую ссылку, где он скончался, приняв исповеднический венец.

Понятно, что через какое-то время Церковь, отказавшись от ереси, приняла его учения за действительно истинные, но, так или иначе, если бы Максим Исповедник в какой-то момент остановился, поддавшись этому давлению, то, может быть, и Церкви сейчас бы не было. Оттого необходимо хранить и чтить память святого исповедника Божьего, который отдал свою жизнь ради Истины и своею кровью омыл Тело Церкви Христовой от еретических язв.

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

- Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Воскресный день берет свои истоки из Ветхого Завета (это Книга Бытия, Пятикнижие Моисея). Там сказано о том, что, когда шло сотворение мира, Господь оставил седьмой день как день отдохновения. Шесть дней творения, а в седьмой день Господь почил от трудов Своих. Помимо этого, на скрижалях Завета, которые были вручены Пророку Моисею, были написаны заповеди о том, как надо чтить день субботний: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день субботний посвящай Господу Богу твоему» (Исход 20:8-10). Поэтому ветхозаветная суббота - это прообраз сегодняшнего воскресенья. Мы все знаем, что Господь Иисус Христос, воскрес в этот день. И поэтому воскресенье чтится православными христианами как малая Пасха, малое Воскресение.

В народе бытует мнение, что в воскресенье «ничего нельзя делать», по крайней мере, до обеда. Как по Уставу Православной Церкви необходимо проводить воскресный день?

На этот вопрос можно ответить, ссылаясь и на Ветхий, и на Новый Завет. Потому что субботу в ветхозаветное время иудеи свято чтили, но чтили ее так, что, в конце концов, доходило до смешного. Они ничего не делали, и это было для них самое главное. Ничего нельзя было делать - это был грех, это было преступление. А что же Новый Завет? В Святом Евангелии повествуется о том, как Иисус Христос со Своими учениками шел полем, и ученики взалкали, то есть захотели есть. Они стали срывать колосья, растирать их в руках и кушать. И тут же фарисеи, которые были в рядах учеников Его, возроптали: почему Твои ученики делают это в субботу? Суббота - это святой день, ничего нельзя делать, а растирание колосьев, это, по их мнению, уже была работа. Тогда Господь сказал такие слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2,27).

Также очень много раз Иисуса Христа фарисеи пытались уловить в том, что в субботу Он делал добрые дела: исцелял сухорукого, бесноватого. Тогда Он, видя лукавство сердец их, однажды спросил: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18, 12) Поэтому на вопрос - можно ли исцелять в субботу или нельзя, можно ли делать добрые дела в субботу или нельзя, вопрос, конечно, однозначный -можно.

Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

И любое дело надо начинать с молитвы. Наши предки так всегда и делали, и успевали они гораздо больше, чем мы. И суеты-то не было, и гонки не было, в которой мы все сейчас живем вольно или невольно. Дело в том, что каждое дело, которое начинали наши дедушки и бабушки, начиналось со святой молитвы, с Божьего благословения. И заканчивали они маленькое или большое дело тоже молитвой, но уже благодарственной. Затем, принимаясь за другое дело, тоже самое: «Царю Небесный» читали. А когда человек заканчивал день, он зажигал лампадку и молился, прочитывал вечернее правило, и у него было такое ощущение, такое чувство, что он весь день провел в храме. Потому что молитва, переплетаясь с нашими светскими и физическими делами, шла непрерывно, и человек сделал два дела: он был и в социальном служении, делал физические дела, и одновременно молился Богу, то есть делал духовные дела. Нам тоже необходимо этому следовать.

- Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе - для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье - то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

— Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы.

- Да благословит вас вех Господь. До свидания.