Конспект открытой интегрированной НОД в старшей группе «Ёжик. Конспект НОД по лепке в подготовительной группе "Ежик" план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему Проводится пальчиковая гимнастика

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»

Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.

Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.

Учить выделять из предложений слова со звуком (ж) и (ш).Четко произносить чистоговорки; произносить фразы с различной громкостью.

Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Развивающая:

Активизировать у детей воображение и речь.

Воспитывающая: Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств.

Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Материал: пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки. компьютерная презентация о жизни ежей.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную музыку, здороваются.

1.Игровой момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Давайте тихонько сядем и откроем конверт.

Читает письмо:

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти»

Воспитатель: Ребята, а какие лесные жители могли написать нам это письмо? каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

Как вы думаете, кто же из них мог потеряться? Думаю, что нам не трудно будет догадаться,если вы отгадаете загадку:

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …..(ёж

Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь найти ежика?

Воспитатель: Да, мы сможем помочь, найти ежа, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.

2.Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Конечно, это ёжик. Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж? (Ответы детей).
Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза.

Ежата рождаются слепыми и без иголок.

А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей).

Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.

Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

(5-6 слайд)

С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу.

Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух .

И зрение у них очень хорошее. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель. Почему их называют ночными охотниками? (Ответы детей).

Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью.

Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы.

Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (8 слайд)

А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло.

Воспитатель. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей).

Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.

Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой? (Ответы детей).

Правильно, медведь.

Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

Думаю, что теперь вы все знаете о ежах и сможете его найти.

3. Звуковая культура речи. (ЛОГОПЕД)

Какой знакомый звук есть в слове «Ежик» - ж или ш.

Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?

(Ответы детей)

В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

Произнесите слово громко – тихо.

А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?

Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки.

Почему вы думаете, что это мышка?

(Ответы детей)

В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж]?

Работа над чистоговоркой.

4.Физкультминутка:

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать -Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)
Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать… (Бегают на месте.)

Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.

Давайте мы с вами для него слепим друзей, таких же ежиков, как и он сам, чтобы ему одному не было скучно в лесу.

5.Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

6.Лепка из пластилина и природного материала.

А теперь принимаемся за дело!

Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное) .

А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием) .

Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха

7.Рефлексия занятия.

Изготовление поделки и составление композиции.

Ирина Сусликова

Цель : знакомство детей с приёмами лепки ежика .

Задачи : учить детей лепить ежика конструктивным способом , используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, вытягивание. Продолжать учить детей планировать свою работу : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу. Активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост, осторожный, плутовка и т. д. ; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой .

Оборудование, материалы : пластилин, доска для лепки , стека; салфетки бумажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный еж для демонстрации.

Методические приёмы : отгадывание загадок; беседа о еже, побуждение детей к действию – "слепим ежиков и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.

Предварительная работа : чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки) ; раскатывание из пластилина шариков.

I. Мотивационно-побудительный

В : Ребята, к нам пришли гости, вы поздоровались с гостями?

Д : Здравствуйте! Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй утро, здравствуй день, нам здороваться не лень!

Воспитатель : -Внимание! Предлагаю совершить увлекательное путешествие! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку :

1. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

2. Встал стеною до небес,

Перед нами чудо. (Лес)

Да, мы окажемся в лесу. Но в лесу необычном, а сказочном.

Для этого нам надо закрыть глаза и сказать : «Покружись, покружись И в сказочном лесу окажись»

(Дети выполняют движения с закрытыми глазами, когда дети открывают глаза, воспитатель обращает внимание детей на заранее заготовленную композицию леса из пластмассовых деревьев)

(Дети рассаживаются за столы)

Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в этом лесу :

1. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт.

(Воспитатель выставляет в лесок вылепленную из пластилина лису)

2. На овчарку он похож :

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

(Воспитатель выставляет в лесок вылепленного из пластилина волка)

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

(Воспитатель выставляет в лесок вылепленного из пластилина медведя)

4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Воспитатель демонстрирует заранее вылепленного зайца)

5. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Ёж)

(Воспитатель выставляет в лесок вылепленного из пластилина ежа)

2. Организационно- поисковый

В : На что похож наш ежик ? На шарик. А еще что у ежика есть ? Носик, мордочка вытянута у ежа. А еще ежик покрыт острыми иголками. Сейчас мы послушаем,что знает о ежах Полина

Ежата рождаются совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель :

Как вы думаете, ребята, почему мама ежиха не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей) . Без иголок ежи беззащитные, легкая добыча для хищников.

Воспитатель :

Скоро ежата сами себе еду начинают искать. А что ежи любят кушать, нам расскажет Вова

Все, что попадется : змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступлением темноты ежи выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Ежи, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель :

Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей) .

Еж у меня один. Ему будет страшно в лесу одному. Что же делать (вылепить)

Объяснение работы : раскатываем шар, вытягиваем носик. А для чего нужны бусины и сосновые иголки?

Стеком отмечаем мордочку, на ней нет иголок, а на спинке и по бокам- иголки. Приготовим пальчики для работы и начнем лепить.


Пальчиковая гимнастика :

Мячик мы массажный взяли и в ладошках покатали.

Он колючий, словно ежик , двух касается ладошек.

Вверх и вниз, и вправо, влево, катим мячик мы умело.

Чтобы пальчики размять будем мы его сжимать.

Каждый пальчик разминаем, в кулачок потом сжимаем.

Сделаем ежика из пальчиков . (Ладони вместе, пальцы переплелись, на правой руке пальцы опустить вниз, кроме больших,на левой пальцы подняты вверх. Два больших пальца соединили – носик ежа.)

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь.

Физкультминутка : «Прогулка по лесу» - Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

В лес отправились гулять (обычная ходьба)

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём (ходьба на носочках)

Может быть, и под листочком

Мы грибочек вдруг найдём (нагибаются)

На носочки дети встали (встали)

По дорожке побежали (бег на носочках)

И на каблучках пойдём

Через лужи перейдём (ходьба на пятках)

Отдохнем (присели)

Вот и славно! - Молодцы! Теперь у наших ежиков красивые глазки и колючие иголки. И мы поместим наших ежей в наш сказочный лес.

Нам надо вернуться обратно в детский сад. Готовы? Закрывайте глаза и произносите волшебные слова :

"Покружись, покружись…

в детском саду окажись!"

III. Рефлексивно-коррегирующий

Где мы с вами были и что делали? Что нового узнали?

(Воспитатель предлагает детям вспомнить, как и из чего лепили ежиков ).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «70 лет Победы» Подготовила: воспитатель Дроздова Светлана Александровна.

Программные задачи: - Закрепить с детьми новые понятия: булочная, тесто, хлебные изделия, профессия - пекарь, хлебопекарня, хлебозавод.

Конспект занятия по лепке. Тема: «Построим забор для животных» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Непоседа» г. Новочебоксарск Чувашской.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Забавный снеговик» Занятие. Лепка «Забавный снеговик» Задачи 1. Развитие тактильно-моторных координаций посредством лепки снеговика из элементов разных размеров.

Программное содержание:
-Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида.
-Экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» у ёжика.
-Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
-Развивать чувство формы, способности к композиции.
-Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Предварительная работа.

Презентация фота с изображением ежей.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик».

Отгадывание загадок о лесных животных.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ёжик»:

Ёжик медвежонка ждёт,
Ёжик яблоко грызёт.
Догрызёт до середины
И оставит половину
Фрукта ароматного
Мишеньке мохнатому.
Дело в том, что медвежонок
Дружит с ёжиком с пелёнок.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, для «иголок» разный материал на выбор: семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 3-5 см;
-для глаз и носа материал на вы-бор: бусинки, мелкие пуговички, бисер, зёрнышки гречки; стеки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые «полянки» из цветного картона для подставок (в форме неправильных овалов).

Воспитатель загадывает детям две-три загадки о ежах, например:

 Не зелёный, а колкий - фыркает у ёлки!

 Ползун ползёт, иголки везёт, свернулся в клубок - ни головы, ни ног.

 Ползёт, иглы на себе несёт; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок - ни головы, ни ног.

Беседы о внешнем виде и образе жизни ежей. Презентация фота с изображением ежей.
После этого педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Ёж колючий»:
Ёж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одежонка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут запасы в свои норки, чтобы покормить маленьких ежат. Спрашивает, как можно сделать иголки. После ответов детей показывает зубочистки, спички, кусочки трубочек для коктейля и советует использовать их для оформления колючей ежиной «одёжки».
Затем интересуется, как дети будут лепить ёжиков. Обобщает предложения детей и уточняет технику лепки из целого куска:

Берём комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади шире;

Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ёжик при-нюхивается, где же растут грибочки;

Оформляем колючую шубку ёжика втыкаем в спинку «иголки», материал для «иголок» выбираем по своему желанию - семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки;

Оформляем мордочку - прикрепляем глазки и носик; материал выбираем по своему желанию - бисер, бусины, мелкие пуговицы, зёрнышки гречки или маленькие шарики пластилина;

Лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ёжика.

Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина (жёлтый, оранжевый, розовый, серый, коричневый и т.д.), материал для «иголок» (семечки, зубочистки, трубочки и т.д.), «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

В конце занятия дети размещают своих ёжиков на «полянках» и переносят на общую выставку.

Используемая литература:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

«Хрестоматия для маленьких» под ред. Л.Н. Елисеевой.

Программное содержание:

Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
Упражнять в звукоподражании.
Развивать артикуляционный аппарат, мышление.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением ежа, ежат. Яблоки настоящие и вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
Пластилин, кожура каштана конского, оборудование для лепки.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
(Еж)

Ежик хочет рассказать вам о своей лесной жизни. (Показ игрушки или вырезанной картинки «Ежик»).

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание).
А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Причмокивание»

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки.Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему нас называют ночными охотниками? (Ответы детей). Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».

Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».

Ежик надувает и сдувает щеки.
Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».

Когда ежик устанет...
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».

Язычок высовывает...
Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.

Ежик вдруг начал зевать...
Имитируют зевание.

Не пора ли с ним играть?

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес,
(Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!
(Повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо -
(Руками махать себе на лицо)

Закачалось деревцо.
(Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише -
(Приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.
(Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на носки)

Раз - присядка,
(Присесть)

Два - прыжок.
(Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.
(Ладони на голову - «ушки на макушке»)

А лисята, как проснутся,
(Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться.
(Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть,
(Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть.
(Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата - спинку выгнуть
(Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть.
(Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало -
(Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам?
Почему? (Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей). Что нового вы узнали о ежах? (Ответы детей).

А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах.
Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому это яблочко подарю. А еще угощу настоящим яблочком.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?
2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.
3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?
4. Чем питаются взрослые ежи?
5. Почему ежей называют лесными охотниками?
6. Как ежи зимуют?
7. Назовите ежиных врагов?
8. Какие звуки умеют издавать ежи?
9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

Молодцы, ребята! Кушайте яблочки на здоровье. Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверен, что никто из вас никогда не обидит ежика. Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Наш ежик ушел. Но мы можем сделать себе ежиков из пластилина и кожуры каштана. Как, по-вашему, из чего лучше сделать голову и живот ежа? А колючки? (Ответы детей).

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)

Цель:
1. Развивать у детей интерес к работе с пластилином
2. Продолжать закреплять навыки раскатывания, отщипывания и сдавливания.
3. Овладение действием детализации.
4. Способствовать развитию использования пластилина совместно с природным материалом.

Подготовка к занятию:
Домашнее задание накануне занятия по лепке – просмотр дома с родителями мультфильма «Как Ежик и Медвежонок Встречали Новый Год», 1975г.

Материал для занятия:
Пластилин, доска для лепки, стеки, семена подсолнечник, бумажные салфетки. Загадки про ежика.

Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! У меня к вам вопрос – все смотрели мультфильм дома «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый Год»?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто был главным героем этого мультфильма?
Дети: Ежик!
Воспитатель: И что же там делал ежик?
Дети: Он был Новогодней елкой для медвежонка!
Воспитатель: А вы помните чем медвежонок украшал ежика?
Дети: Да, медвежонок украшал ежика грибами, яблоками!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто из вас видел настоящего ежика?
Дети: Различные ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете что кушает ежик? А для того чтобы точно узнать что кушает ежик, предлагаю вам отгадать несколько загадок:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
Дети: Ежик!

Воспитатель: Правильно! А что у него на спинке?

Дети: Яблоки и грибы!
Воспитатель: Правильно! А вот еще одна загадка:

В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке яблоко нашел.
А яблоки — я вам скажу —
Очень нравятся….
Дети: Ежу!

Воспитатель: Хорошо, вы ответили правильно! И вы, наверно, догадались, что мы с вами сегодня будем лепить ежика.

Воспитатель: (демонстрация) для начала мы берем кусочек черного пластилина и раскатываем толстую колбаску, потом с одной стороны заостряем и вот практически получилась мордочка нашего ежика. Далее берем три маленьких кусочка коричневого пластилина и катаем маленькие шарики. Это будут глазки и носик нашего ежика. Ребята, а как вы думаете для чего у нас приготовлены семечки подсолнечника? Мы будем делать ему необычные иголки из пластилина, а из семян подсолнечника! Берем по одной семечке и аккуратно вставляем ежику в спинку. Помните, мы с вами отгадывали загадки, что кушает ежик?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ежик любит кушать яблоки. Нашему с вами ежику мы сделаем тоже яблоки. Возьмем небольшие кусочки салфеток, сомнем в руке и скатаем шарик, который положим на спинку нашему ежику!

Самостоятельная деятельность детей. Выполнение задания по образцу, либо по памяти. По необходимости обращаются за помощью к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! У всех получились очень красивые ежики с вкусными яблоками!

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, аппликация
Название: Конспект занятия по лепке в средней группе «Лесной ежик»


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 22
Месторасположение: г. Красноярск