Японские татуировки три сына. Путеводитель по культуре японских татуировок

Пион бесспорно считается королем цветов. А благодаря большому количеству лепестков, которые элегантно закручиваются по краям, Пион еще называют «роза без шипов».

В японской татуировке используется несколько растений и цветов, и среди них Пион занимает свое достойное и почетное место.

Пион считается символом богатства, процветания и удачи. Традиционно Пион исполняется в красном цвете, но сегодня используются и другие цвета, например голубой и фиолетовый.

Японский КЛЕН (Момиджи)

Одним из самых популярных сюжетов для фона в татуировке Oriental является японский Клен - символ ветра и времени.

Листья Клена также являют собой возрождение, их изменение в течение года- яркое напоминание о цикле жизни и смерти всего живого.

Часто в дизайне японской татуировки листья Клена изображают плавающими в воде или летящими в порывах ветра.

Японцы считают Хризантему «солнечным цветком» императорской семьи

ХРИЗАНТЕМА (Кику)

Японцы считают Хризантему «солнечным цветком» императорской семьи. Этот цветок с лепестками похожими на лучи солнца - символ совершенства, долголетия и радости, а также атрибут достойного правителя.

В Японии есть национальный Фестиваль счастья, который называют «День Хризантемы».

В Китае Хризантема считается посредником между небом и землей, то есть между жизнью и смертью.

Хризантему идентифицируют с осенью, ожиданием и созерцанием. Это цветок благополучия, спокойствия и долгой и полной жизни.

В Японии Сакура, с ее красивым периодом расцвета и быстрым увяданием, символизирует саму жизнь

САКУРА

В Японии Сакура, с ее красивым периодом расцвета и быстрым увяданием, символизирует саму жизнь. Хрупкость этой вишни представляет собой хрупкость и скоротечность нашего существования.

Сакура может быть образом идеальной смерти для воина или невинностью и красотой для девушки.

Вишня Сакура в большом почете в Японии,тысячи людей собираются, чтобы посмотреть на то, как цветет Сакура. Этот праздник называется «Ханами» и является национальным событием и встречей весны.

В татуировке Сакура часто используется с другими образами, которые могут перегружать красоту и утонченность этого цветка. Однако при правильном использовании цветок Сакуры или летящие лепестки могут стать хорошим фоном для татуировок в стиле Oriental.

Удивительно красивые цветы Лотоса стали символом пробуждения смысла жизни во многих восточных религиях, особенно в Индии

ЛОТОС (Hasu)

Удивительно красивые цветы Лотоса стали символом пробуждения смысла жизни во многих восточных религиях, особенно в Индии.

Статья основана на фотографиях и переводе книги Sandi Fellman “The Japanese Tattoo”, с дополнениями.

Ирэдзуми – это не просто яркая картинка, вытатуированная на коже. Это своего рода щит человека, его охранитель. Татуировка может также служить предупреждением – «Остерегайся того, кто её носит!» Она подобна змееволосой Медузе Горгоне из греческой мифологии, или женщине – змее Ламии из поэмы Китса…

Свилась кольцом, чешуйный блеск лия –
Сверканье багреца, лазури, злата:
Змея была, как зебра, полосата,
Как леопард пятниста; сам павлин
Померк бы рядом с нею в миг один.
И, с лунами серебряными схожи,
Играли блики на чудесной коже.

Кожа, покрытая ирэдзуми, перенеся огненную боль от иглы, становится прохладной кожей рептилии. Изображения извивающихся драконов, молний в многочисленных зигзагах, чешуи рыб, и рябь от движущегося тела, которую не в состоянии запечатлеть фотография, увеличивает оборонительный и ограждающий эффект. Ограждают ли носители ирэдзуми сами себя от своих эмоций? Являются ли они людьми, протестующими против морали, технологий, духа потребительства и конформизма, присущих современной Японии? Все, что можно сказать о ирэдзуми – это Секретность и Отдаленность. Секретность обеспечивает строгий деловой костюм, полностью скрывающий татуировку, а Отдаленность – это состояние души человека, её носящего, отдаленного от многих норм и запретов современного общества.

Значение татуировки японский карп

Карп (鯉), именуемый в Японии «Кои» – был завезен во времена Средневековья в Страну Восходящего Солнца переселенцами из Китая – страны, где он выращивался и подвергался селекции на протяжении многих веков. Карп сразу же полюбился местным жителям, которые продолжили работу над его внешним видом, путем тщательнейшего отбора. В китайской и японской кухне карпу отводится место короля пресноводных рыб. Трудно поверить, что эта яркая и причудливая рыба, сверкающая золотыми, красными и оранжевыми оттенками чешуи, происходит от обычного пресноводного карпа. Великолепие карпа Кои издавна сделало его популярным сюжетом для привлекательных татуировок, как у мужчин, так и у женщин. Изображения карпа отличаются динамизмом, богатой цветовой гаммой и высокой декоративностью.
Древняя китайская легенда, ставшая популярной и в Японии, гласит, что отважный карп Кои не побоялся подняться вверх по струям водопада к Вратам Дракона, и, в награду за этот подвиг, был превращен в дракона. Это деяние сделало карпа символом храбрости, силы и настойчивости в достижении поставленной цели. Считается, что пойманный карп, не дрогнув, принимает удар разделочного ножа. Так что, изображение карпа может являться как символом неустрашимости, так и хладнокровия перед неминуемой участью – качества, присущие настоящему воину – самураю. Если говорить в целом, значение татуировки можно определить, как стремление её владельца уподобиться карпу в решительности, силе и удаче, и приумножить, благодаря эти качествам свое благосостояние.

Значение татуировки японский дракон

В Японии, из всех мифологических существ наиболее популярным является дракон. Изображение дракона в качестве украшения или орнамента можно встретить во всех аспектах повседневной жизни. В мифологии Востока дракон это символ силы, верности, упорства, благородства, магии, силы воображения и преобразования, символ способности выходить за пределы обычного и многое другое. Императорская одежда в Японии торжественно именуется «Одеяниями дракона», которая украшается изображениями драконов, указывающими на могущество монарха и покровительство со стороны драконов. Будучи повелителем водной и воздушной стихий – дракон также считался защитником от огня, поэтому его почитали пожарные. Дракон в своем облике сочетает части других животных, и таким образом может извлекать необходимые свойства и силы из каждого существа, которое является его частью. В этом кроется его всемогущество и универсализм. Дракон – это змей с рогами оленя, чешуей и усами карпа, четырехпалыми лапами орла, носом верблюда и выступами в форме языков пламени на плечах и бедрах.

На этом фрагменте татуировки с изображением дракона, показана его голова. Потакая молодежным вкусам, мастер Хориёси III выполнил эту татуировку в мультипликационном стиле манга (книг комиксов в европейском стиле), тем не менее, оставив традиционные восточные особенности – мохнатую морду, клыкастую пасть, усы, рога и пламевидные выступы на теле. Дракон и его фон образуют элементы инь – ян – разные аспекты единой действительности или взаимодействие и борьба противоположных начал.

Японский мастер Хорикин известен тем, что разрабатывает и делает татуировку в японском стиле на все тело заказчика. Тем не менее, заказчик, изображенный на фотографии, попросил сделать только одного дракона, возможно, для того, чтобы указать, что он родился в год Дракона, в пятый год по восточному зодиаку, или, возможно, для того, что бы “усилить” правую руку. Кроме того, он попросил сделать эту татуировку в западном стиле, называемом японцами «нукибори», который с недавнего времени стал популярен среди японской молодежи. Отличие этого способа от традиционного японского заключается в том, что контур рисунка заполняется однородным цветом, без ретуширования, цветовых переходов и наложения теней.

Значение татуировки Кинтаро

Кинтаро («Золотой мальчик») (金太郎) является одним из наиболее популярных персонажей в японском фольклоре, и, фактически, представляет собой соединение местного божества (ками) плодородия с реальной исторической фигурой. Согласно с японскими народными сказками и героическими легендами, Кинтаро, будучи еще ребенком, обладал недюжей физической силой. Его удивительные подвиги и настойчивость в течении тысячи лет служили для японцев примером идеального воителя. В японском искусстве Кинтаро часто изображают в виде маленького, обнаженного ребенка с кожей красного цвета, который борется с огромным карпом и побеждает его. Легенда о Кинтаро занимает центральное место в праздновании Дня Мальчика, который справляют 5 мая. Семьи, у которых имеются сыновья, выставляют у своих домов высокие шесты, на концах которых трепещутся воздушные змеи из бумаги или ткани, изображающие карпов. Таким образом они хотят показать, что здесь живет, возможно, новый Кинтаро. Родители дарят детям игрушки в виде этого легендарного героя, надеясь, что они станут такими же сильными и храбрыми, как и Кинтаро.
Эта татуировка символизирует силу, мужество и храбрость. Татуировка пользуется популярностью у людей, занимающихся каким – либо единоборством.

На этой фотографии показана работа мастера татуировки Хорикина. Когда делалась эта фотография, человек с этим изображением был очень болен, и поэтому Хорикин предложил своему заказчику завещать татуированную кожу Университетскому музею. Сам человек был не против этого, но его родственники резко возражали. Согласно японским законам, части тела человека, в том числе и кожа, после его смерти не могут быть использованы без разрешения его семьи. Поэтому эта фотография будет являться единственным сохранившимся свидетельством этого произведения искусства работы мастера Хорикина.

Другой мастер татуировки, Хориёси II, целиком покрыл спину заказчика изображением Кинтаро в виде мальчика ангельского облика, который борется с могучим карпом. Кинтаро носит синий харамаки (широкий пояс из ткани, передник), прикрывающий его хара (живот), который японцы считают источником мышления и замыслов, источником чувств. В философии дзэн-буддизма местоположением души и центром жизнедеятельности человека считалось не голова или сердце, а занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу живот, способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. Особое значение придавалось пупку, так как через него, как считали в Японии, божество грозы насылает болезни. Поэтому его прикрывали защитным теплым кушаком.

Значение японской татуировки лев

Японская татуировка лев. Мастер Хоригоро III.

Лев-страж или Кома-ину (Корейский пёс).
Эта татуировка выполнена мастером Хоригоро III и изображает кома-ину. Существует легенда, что когда японская императрица Дзинго в 200 г.н.э. предприняла поход в Корею, корейский ван (царь) поклялся вечно защищать дворец японских императоров. Мифический корейский пёс (кома–ину – собака с головой льва), который соответствует китайскому льву – стражу (кара сиси или дзиси), называемого также «Лев Будды», должен был защищать дом хозяина от злых духов. Считалось, что шкура с головы Корейского пса отличалась необыкновенной прочностью, и из неё, якобы, изготавливались шлемы, которые не могла пробить стрела. Статуи этих созданий, изготовленные из камня или фарфора, устанавливают перед входом в буддийские святилища, правительственные резиденции, административные здания, усыпальницы владык прошлого в Китае, Японии и в некоторых других странах Дальнего Востока. Лев – страж или Корейский пёс символизирует защиту, могущество, успех и силу. Для того, чтобы укротить их необузданную ярость (которую символизирует символ «янь»), для эстетического баланса рядом со львом всегда изображают красивый цветок пиона (символ «инь»). Собака, как таковая, считается в Японии верным хранителем младенцев и маленьких детей.

Значение цветка пиона в японской татуировке

Японская татуировка цветок пиона

Символическое значение цветка пиона в японской культуре и искусстве – в данном случае, в искусстве татуировки, как и значение многих других изображений, предполагает наличие множества вариантов. В Китае, откуда пион ведет свое происхождение, он считается символом удачи и процветания, что в конечном итоге, приводит к благосостоянию. Одно из значений, которое пион получил в Японии, также характеризует его цветком богатства и удачи. У игроков в карты, татуировка с изображением пиона указывает на смелость и способность идти на риск. В этом же значении в прежние времена этот цветок пользовался огромной популярностью у самураев, уступая в популярности только сакуре. Воины в своих ярких доспехах сами напоминали цветущие пионы, и бой разбивался на множество поединков один на один, где каждый пытался выделиться, показать себя во всей красе. Тогда появилась поговорка «во время войны искать большой цветок», то есть найти достойного противника, пойти на риск. Поэтому пион символизирует отчаянно храброго человека.
Но существует и прямо противоположное значение этого прекрасного цветка. Он может быть символом гармонии, женской красоты и весны. В татуировке он призван смягчать слишком жесткое, прямолинейное значение некоторых других изображений, придавая им другую символическую направленность. Например, в случае с корейским псом и львом, изображения пионов превращают этих свирепых стражей в верных приверженцев красоты и галантного обхождения, но только в том случае, если с носителем татуировки поступают должным образом. В противоположном случае, пион становится дополнительным воинственным знаком.

Значение цветущей сакуры в татуировке

Хориеси III для этой татуировки обратился к сюжетам серии укиё – э (гравюр), выполненной Утамаро и изображающей красивых женщин из «веселых кварталов» Ёсивара в некоторых японских городах 18 века. Многие из этих женщин сами имели татуировки на своем теле. Цветение японской вишни – сакура являются одним из самых известных символов Японии, и очень популярны в качестве татуировки. Вишня зацветает ранней весной, и очень быстро теряет лепестки своих цветков. Кратковременность этой нежной красоты, неизбежно сделали сакуру символом короткой жизни воина и незначительного срока молодости и привлекательности куртизанки. Изображенной куртизанке, для придания намека на эротизм, сделали тени вишневого цвета вокруг страстных очей.

Значение кленовых листьев

КИНТАРО И КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. На этой татуировке вновь показан Кинтаро, в смертельной схватке с мощным карпом. На этот раз Кинтаро старше по возрасту, полностью одет и вооружен кинжалом. Кленовый лист в Китае и Японии имеет множество значений – он может символизировать влюбленность, осеннюю пору, стойкость (так как клен не страшится зимних холодов). В данном случае листья могут также обозначать длительную упорную борьбу. Слева, в верхней части спины, видна подпись мастера Хорити.

Значение японской татуировки Крыса

Ирэдзуми. Крыса. Татуировка мастера Хорикина.

КРЫСА – НИНДЗЯ.
Заказчик родился в год Крысы, открывающим 12 летний цикл Восточного Календаря. Он выбрал этого зверя в качестве татуировки на спине, которую выполнил мастер Хорикин. Трудно объяснить, почему крыса, – этот вредитель – грызун, была прославлена в японской мифологии. Тем не менее, крыса ассоциируется с божеством богатства, одного из семи богов удачи, и её изображают шныряющей среди тюков с рисом. Она также является символом плодовитости, как это видно на этой юмористической татуировке, где огромную крысу – родителя окружают пищащие голодные крысята.
Но кроме того, крыса также символизирует древнее японское искусство ниндзюцу – искусство маскировки, шпионажа и диверсий. Ниндзя – секретные агенты, подобно крысам, могли незаметно проникать во вражеские замки, для того, чтобы украсть, выведать, или совершить убийство. Ниндзя были очень осторожными и предпочитали действовать ночью, где, под покровом темноты было легче оставаться невидимым. Считалось, что наиболее умелые ниндзя были способны посредством колдовских чар изменять свою форму. Это же способность приписывалось и самой крысе. Персонаж театра Кабуки колдун Никки Дандзё по ходу спектакля превращается в огромную крысу или в деревья, для того, чтобы проворачивать свои неблаговидные дела.

Значение татуировки Феникс

Для татуировки на спине жены, Хориёси III выбрал изображение легендарной птицы феникс – мифическое вечное существо, способное вновь и вновь возрождаться из пепла, после того, как оно сжигает себя в огне. В данном случае феникс символизирует вечную любовь и надежду на возрождение после смерти.

Значение японской татуировки паутина, паук.

Заказчик попросил выполнить “тонкое и детальное изображение” на его подмышке, одной из самых болезненных областей, на которые можно наносить татуировку, а также одной из самых опасных. Здесь расположено множество потовых желез и от уколов иглы в этом месте начинается обильное выделение пота. Волосы на подмышках подсказали Хорикину идею изобразить в этом месте паучью сеть. В Японии паук имеет двоякое значение: если увидеть паука в дневное время, это сулит удачу, а если его встретишь ночью – это плохая примета. Паутина, как выдающееся природное явление, явно вызывает у японцев уважение, но, тем не менее, изображение паука, как символа противоречивости натуры – он создает красоту только для того, что бы схватить и убить – вызывает у японских татуировщиков и их заказчиков опасение.

Персонаж Кабуки Бэнтэн – Кодзо

Бэнтэн – Кодзо был одним из наиболее популярных и любимых зрителями персонажей из репертуара театра Кабуки. Он был благородным разбойником, и его красота позволяла ему, для осуществления своих преступлений, выдавать себя за женщину. В одной из сцен, после того как он грабит ювелирную лавку, скромная и благородная девушка, неожиданно рвет на себе кимоно и демонстрирует залу мужское татуированное тело. Именно этот момент изображает на татуировке мастер Хоридзин. Спина заказчика разделена татуировкой – если слева Бэнтэн еще остается в женской одежде, то справа он показывает татуировку на его теле. Вихревые завитки вокруг Бэнтэна являются не просто украшением композиции, они указывают на буйный и хаотичный образ жизни персонажа.

Ветер и молния

На этой незавершенной татуировке, выполненной Хориёси III, круглый медальон на солнечном сплетении, показанный между двух, обвивающих соски драконьих хвостов, вероятно, является эмблемой бандитской группировки якудза (подобная группа единомышленников называется «накама»). Эмблема – это стилизованное изображение котла для риса, и имеет скрытый смысл: “тот, кто ест из одного котла, является братом”. На правой стороне груди изображен бог ветров Фудзин, один из двенадцати бодхисаттв – царей буддизма, который всегда изображается как страшный демон, каким он и был, до того, как перешел на сторону Будды. Здесь он сражается с комическим, смеющимся драконом дождя.

Умеренность

Данная татуировка выполнена мастером Хоридзином. Одним из старейших стилей в японской татуировке, остающимся популярным и в наши дни, является стиль «река» («кава»), так как по центру тела, сверху вниз, подобно реке идет полоса чистой кожи. Татуировка сделана таким образом, что традиционная повседневная японская одежда – хаппи (куртка с короткими узкими рукавами) и момпей (короткие, до коленей, штаны), полностью её скрывала. Сейчас она позволяет носить рубашку с короткими рукавами и шорты. Подобная «река» или «четверть тела» должна была препятствовать снятию кожи после смерти человека, так как не позволяла сохранить в целостности композицию ирэдзуми.
Левый сосок оформлен в виде цветка пиона, в то время как от правого соска низвергается водопад, в струях которого показан карп, настойчиво пробивающийся к вершине, чтобы переродиться в дракона. На правом бицепсе изображен рогатый дракон, как бы иллюстрирующий конечную цель упорного карпа. Хвост дракона заканчивается на левой руке, где он показан средь облаков. Мужчина носит традиционное японское нижнее белье – фундоси (набедренную повязку).

Упорство

На этой татуировке мастер Хоридзин изобразил эпизод известной китайской притчи, о том, как мать – львица отнесла своего любимого маленького детеныша вниз, в ущелье. Сама она забралась на гору, и оттуда звала его к себе, поощряя его совершить трудное восхождение. Таким образом, львица пыталась обучить его упорству и выносливости. Эта притча о выживании наиболее приспособленных к жизни символизировала конфуцианский взгляд на идеальных родителей, которые жертвуют своими чувствами ради того, чтобы их дети вырастали выносливыми и упорными.

Выдержка

На этой татуировке, выполненной Хоридзином, показан Курикара Кэнгоро, один из благородных разбойников из романа «Суйкодэн». Показана сцена, где герой перекручивает стебель бамбука, пытаясь снять гнев и борясь с искушением совершить злой поступок. Рядом с ним показано покровительствующее ему буддийское божество Фудо.

Ревность

Татуировка выполнена, не без европейского влияния, мастером Хориёси III, и показывает традиционный облик японского двурогого демона (они), в данном случае – демона ревности. В японском фольклоре часто упоминаются ревнивые женщины, у которых на голове отрастают подобные рога. Во время свадебной церемонии они прячут их под головным убором невесты. В настоящее время многие молодые японцы предпочитают делать себе подобные ужасающие и откровенно хулиганские татуировки, а не придерживаться традиционных сюжетов.

Хейкуро и змей

Для этой татуировки мастер Хорикин выбрал образ Саги–но–ике Хейкуро, одного из 108 татуированных героев авантюрной китайской новеллы «Суйкодэн», переведенной на японский язык Кёкутэем Бакином в 1805 году. Герои этого произведения были прославлены благодаря многочисленным гравюрам в стиле «укиё–э» (направление изобразительного искусства Японии в период Эдо) в сер. XIX в., выполненным такими прославленными художниками, как Утагава, Куниёси, Тоёкуни и Кунисада. На татуировке показана смертельная схватка Хейкуро с гигантским змеем. Татуировка выполнена так искусно, что ощущаешь мощь извивающегося змея и силу доблестного Хейкуро при каждом движении татуированного тела.

Выносливость

Пионы, вытатуированные вокруг сосков и пупка, привлекают бабочку, точно также, как волны, сбегающие со скал, влекут к себе бесстрашного карпа. Выше солнечного сплетения мастер Хоридзин поместил иероглифы «синобу», что обозначают «выносливость». Это слово имеет еще одно значение, если применять его к тайной символике ирэдзуми: «быть скрытным, жить скрытной жизнью».

Трансцендентность

Хорикин разработал этот рисунок для своей головы («обители всех чувств»), который затем был вытатуирован Хоригоро III, Хорикином II (его братом и учеником), и Хорёси III. Здесь искусство татуировки объединено с искусством каллиграфии. Большие красные символы являются одной из форм имени божества Акала на санскрите. Маленькими черными символами имя божества повторяется сотню раз, а само изображение напоминает сидящего Будду. Это второй случай татуировки головы в японской истории. Первый принадлежал Хорикаме, который умер в 1932 году.

Персонажи из театра Кабуки

На этой фотографии показаны татуировки двух людей, объединенные, что бы показать одну из сцен спектакля Кабуки – традиционного японского театра. Слева показан один из героических персонажей 17 века, пытающийся разорвать пасть мифологическому змееподобному чудовищу (в действительности, колдуну), в то время как на это смотрит испуганная куртизанка (этот персонаж можно узнать по поясу – оби, завязанному спереди, что является шуточным намеком на то, что она много времени проводит лежа на спине в силу своей профессии).

Вихрь

Хорикин, пожалуй, является наиболее искусным и знающим мастером татуировки в современной Японии, и здесь показана одна из его лучших работ. Кроме того, что показанная работа является весьма сложной по исполнению, в ней используются необычные цвета – сочетание пурпурного, белого и желтого в дополнение к более традиционным черному, зеленому, красному и синему цветам. Эта обширная татуировка покрывает все тело заказчика, за исключением лица, кистей рук и ступней. Среди множества изображений на животе заказчика можно видеть дракона, буддийскую молитву и два символических противостоящих изображения вихревых потоков.

Трофей

В данном случае показана еще одна сторона ирэдзуми – изображение гротескового характера, то есть, изображение чего – то странного, эксцентричного и даже уродливого. На этих татуировках мастера Хориёси показаны отрубленные головы, что отражает древнюю самурайскую традицию собирания в качестве трофеев голов убитых врагов в качестве доказательства удали. В сочетании с буддийской молитвой, идущей по диагонали через бедра, это изображение можно расценить также как клятву, придерживаться своей веры вплоть до смерти, и если будет нужно, сложить за нее свою голову. И художник, и его заказчик принадлежат к клану Хориёси, татуировки которого часто носят садомазохистский характер.

Эдем (Рай).

Ещё более гротесковое изображение, чем предыдущее. Молодые японцы часто заказывают себе татуировки, изображающие что – либо уродливое и ужасающее по своей жестокости, как это видно по этой татуировке, выполненной Хориёси III. Вновь здесь показаны цветы и лепестки вишни – сакура– национальный цветок Японии, символизирующий скоротечность жизни. Кроме того на татуировке показан змей – искуситель. Вероятно, здесь не обошлось без влияния христианского сказания об Эдемском Саде, только в японском видении. Композицию дополняют отрубленные окровавленные головы.

Сэппуку

Сэппуку. Татуировка неизвестного мастера.

На татуировке показан мужчина после того, как он совершил ритуальное харакири (самоубийство путем разрезания живота). Этот ужасный обряд сами японцы чаще называют сэппуку.
Считается, что обряд сэппуку, как и многие другие аспекты своей культуры и быта, предки японцев заимствовали из практики аборигенного населения Японии – айну. Обряд культивировался среди самурайского сословия, и таким образом, воин мог доказать крепость своего духа и чистоту помыслов, либо реабилитироваться перед обществом и богами в случае серьезного проступка. Обычно сэппуку совершали по приговору Суда Чести, а в случае добровольного ухода из жизни – из–за серьезного ранения или болезни, опасности пленения, невыполненного приказания или невозможности достижения поставленной цели. Иногда это самоубийство совершали воины, потерявшие своего предводителя и покровителя, в знак преданности. Повод для самоубийства мог быть самым незначительным с точки зрения европейцев – воинское сословие часто бравировало своей способностью в любой момент принять болезненную смерть, чтобы продемонстрировать окружающим свое невероятное бесстрашие и добиться посмертной славы.

Табу

Ирэдзуми. Татуировки – молитва «Нам ёхо рэнгэ кё».

Этим людям были сделаны татуировки двумя мастерами – Хорикином, для того, что слева, и Хоригоро II – справа. Молитва «Нам ёхо рэнгэ кё» («Слава Сутре Лотоса благой Дхармы!») исходит от фанатичной буддийской секты Нитирэн, основанной в 1253 году, и в настоящее время имеющей около шести миллионов последователей, которые увлекаются пением и игрой на барабанах. Последователи этого учения верят в то, что постоянное, искреннее повторение этой молитвы поможет каждому достигнуть Нирваны. Слева стоит человек, на котором молитва вытатуирована красным цветом диагонально, от правого плеча к левому бедру, а снизу вверх от правого бедра идет та же молитва, исполненная в золоте и в перевернутом виде. Татуировка выполнена таким образом, возможно, для того, что бы показать, что милость Будды простирается во всех направлениях и для каждого, кто уверовал в его силу, каким бы порочным человек не был. Особая эксцентричность обоих татуировок заключается в том, что они распространяются даже на половые органы. Пенис – это последняя из всех частей человеческого тела, на которой можно делать татуировку, так как эта самая болезненная процедура из всех. Два ассистента должны держать кожу в натянутом состоянии, в то время как татуировщик наносит рисунок на крошечные участки. Многие заказчики при этом теряют сознание от сильной боли.

Вода

Работы мастера Хорикина восхищают мастерством изображения живых существ. Он также немного изменяет традиционную тематику изображения. На этой татуировке юный Кинтаро оседлал скользкого огромного сома, а красная золотая рыбка пробивается на нерест вверх по ниспадающей струе на другом бедре. Сутра Лотоса идет по левому бедру наискось. Там же показан другой сом, вклинившийся в надпись.

Огонь и вода


Ниже показаны различные татуировки, выполненные на ногах. Изображения в целом подпадают под определение «соединение двух начал – инь и янь» – извечную борьбу двух противоположных начал, благодаря которым происходят все изменения в наблюдаемом нами мире. Показаны языки пламени и волны, когти дракона и карп, осенние листья и облака, черепахи и боги удачи с сумками, переполненными мирскими благами, которыми они щедро одаряют достойных людей.

5 / 5 ( 1 vote )

FURFUR продолжает рассказывать своим читателям о современном положении дел в тату-культуре. На этот раз речь пойдет об одной из наиболее древних традиций - японской татуировке.

Японская традиция в татуировке считается одной из самых старых и влиятельных. Ее история насчитывает тысячи лет, а о ее влиянии говорит хотя бы тот факт, что татуировки от японских мастеров носили монаршие особы - король Дании Фридрих IX, английский Эдуард VII и, по преданиям, даже Николая II.


Прежде всего, учиться к мастерам шли, чтобы разобраться со всеми элементами традиционного дизайна, их значением и правилами их сочетания. В традиционной японской татуировке некоторые элементы часто располагаются вместе. Так, например, пионы традиционно идут в паре с японским львом. Все эти нюансы и являются главной сложностью японской татуировки: чтобы нарисовать дракона, нужно четко знать, что это за вид дракона, ведь это будет определять не только его форму и цвет, но и его расположение на спине. Японцы считают, что как раз этот аспект недоступен для иностранцев - изучить все нюансы и правила по одним лишь книгам невозможно. А наиболее ортодоксальные тату-мастера считают, что сегодня и среди японских татуировщиков нет ни одного татуировщика, который бы понимал это искусство полностью.

Традиции японской татуировки сохранялись не только в строгих правилах рисунка, но и в вопросах техники. Многие старые мастера продолжают использовать вместо машинки специальные бамбуковые палочки тебори и утверждают, что с машинкой результат получается совсем другим - машинка прокрашивает кожу более плотно, а палочки позволяют достичь другого уровня градации тонов.

С другой стороны, машинка позволяет значительно сэкономить время - традиционные татуировки-тебори набивались вручную, и на классическую форму татуировки - «костюм», закрывающий все тело от плеч до бедер, - уходит немало времени, порой порядка 200 часов. Хотя для некоторых в этом и заключается своя специфика - легендарный мастер Хориоши III, например, говорит, что на Западе люди делают татуировки слишком быстро и необдуманно, и продолжает удивляться тому, что можно начать и закончить татуировку в один день.


Нужно делать поправку на то, что строгий канон в японской татуировке понемногу сдает позиции: великие мастера доживают свой век. Тот же Хориоши заменил бамбуковые палочки на металлические спицы, и за ним последовали его почитатели, а с 1990-х годов многие и вовсе поменяли спицы на машинку. Традиционное обучение все чаще пасует перед стажировкой в лучших мировых тату-салонах, а наступивший постмодернизм позволяет некоторые вольности в интерпретации классических сюжетов.

В Европе и Америке пытаются делать собственный вид ориентала, который в поисках индивидуальности доводит до курьезов вроде кубической гейши. Татуировщик-ориенталист Оливер Пек так говорит об этом феномене: «Раньше все было по-разному: у Америки, Европы и Японии был свой собственный стиль. Теперь везде все примерно одно и то же, а в Америке делается больше татуировок в японском стиле, чем в самой Японии».

Что происходит сейчас

История про японскую татуировку будет неполной без рассказа о том, как в Японии к этой татуировке относятся. Дело в том, что Япония - одна из немногих стран, в которых сегодня татуировка до сих пор табуирована. Причины этого, в общем-то, понятны: долгое время татуировка сильно ассоциировалась с японской мафией и, к сожалению, продолжает считаться символом мафии, по крайней мере со стороны властей.

В большинство спортзалов и бассейнов не пускают людей даже с крошечными татуировками на внутренней стороне предплечья, а за более широкие татуировки, которые видны на руках и ногах, могут попросить покинуть даже бар или магазин. Одной из последних нашумевших историй была кампания мэра Осаки Тору Хашимото, который под угрозой увольнения заставил всех госслужащих в городе отчитаться о своих татуировках: где они находятся и что изображают.


Трудно сказать, изменится ли со временем ситуация сама собой. С одной стороны, с каждым годом людей, покрытых татуировками, становится все больше, с другой - татуированные японцы продолжают скрывать свои татуировки. Татуировщик Джон Мэк считает, что большинство японцев думают, что у их соседей нет татуировок, а правда в том, что они их просто не показывают.

Джон приехал в Японию делать татуировку у Хориоши и любил вечером пропустить в местном пабе по стаканчику. Когда речь заходила о татуировках, он хвастался своей работой от Хориоши - и каждый раз его просили эту работу показать. Если ситуация располагала, Джон снимал футболку, и дальше иногда происходило удивительное: вслед за ним футболки снимали остальные посетители паба, как мужчины, так и женщины. И оказывалось, что все они были татуированы.

Мастера японской татуировки

Поговаривают, что в прошлом Хориоши был настоящим гангстером. Хориоши III набивает татуировки уже более 40 лет, а в свое время учился в соответствии со всеми традициями у мастера Хориоши II. Записаться к нему уже невозможно - новых татуировок он не начинает, только лишь доделывает старые.

В свои 65 он остается одним из лучших специалистов по «костюмам» и одной из центральных фигур направления, которая повлияла на всю культуру. На этот момент он является автором 11-ти книг и основателем музея татуировки в порту Йокогамы.

Шиге





Один из лучших молодых японских татуировщиков. Шиге известен собственным стилем. Конечно, он опирается на японскую традицию, но дает ей собственную интерпретацию, примешивая западные влияния - это работы Пола Роджерса, Эда Харди и моряка Джерри.

В татуировке Шиге долгое время оставался самоучкой, пока в одном из путешествий не встретил Филиппа Лью, у которого решил сделать себе костюм. Несмотря на откровенный неотрадиционализм, высокую оценку работам Шиге дает и сам Хориоши, который даже согласился написать вступление к его книге и отметил в нем, что работы Шиге выходят за рамки традиционной татуировки и уже стали искусством.

Еще один современный японский татуировщик, который внимательно относится к традициям, однако вместе с тем имеет собственных почерк и очень необычный стиль. И, хотя Миязо прошел классическое обучение у мастера Хоритсуне II из Осаки, он довольно прогрессивен - например, десять лет назад начал использовать машинку.

Миязо - один из самых влиятельнейших японских татуировщиков сегодняшнего дня, повлиявший, например, на Криса Бренда и Дрю Флорс. О значении Миязо говорит хотя бы тот факт, что вместе с Шиге он будет представлять Японию в документальном сериале Gipsy Gentleman, посвященном миру татуировок.

Нью-йоркский татуировщик, к которому нужно записываться за год. Майк славится своим уважением к японскому стилю и тем, что делает татуировки для татуировщиков. А однажды он и вовсе делал татуировку трупу (деталей этого события Майк не уточнял). Начинал работать с реализма и ориентала, включая тибетский и китайский, а пришел к традиционному японскому стилю. Еще Майк знатный морализатор: во всех своих интервью советует татуировщикам, которые связываются с ориенталом, читать больше книжек и делать все по правилам.

Художник в третьем поколении, Филипп Лью любит японский стиль и отличается редкой свободой мысли. Так, он считает, что использование того или иного стиля не должно делать татуировщика конформистом.

Филипп татуировал с тех пор, как был ребенком. Его отец родился в Японии и вместе с женой (а потом и детьми) путешествовал почти 30 лет по всему миру - Индии, Африке, Полинезии, Америке, чтобы выучиться национальным стилям татуировки. Филипп же славится своей интерпретацией костюмной японской татуровки - он поднял ее на другой уровень, и трудно представить, каким был бы неотрадиционализм без него.

Статья основана на фотографиях и переводе книги Sandi Fellman “The Japanese Tattoo”, с дополнениями.

Ирэдзуми – это не просто яркая картинка, вытатуированная на коже. Это своего рода щит человека, его охранитель. Татуировка может также служить предупреждением – «Остерегайся того, кто её носит!» Она подобна змееволосой Медузе Горгоне из греческой мифологии, или женщине – змее Ламии из поэмы Китса…

Свилась кольцом, чешуйный блеск лия –
Сверканье багреца, лазури, злата:
Змея была, как зебра, полосата,
Как леопард пятниста; сам павлин
Померк бы рядом с нею в миг один.
И, с лунами серебряными схожи,
Играли блики на чудесной коже.

Кожа, покрытая ирэдзуми, перенеся огненную боль от иглы, становится прохладной кожей рептилии. Изображения извивающихся драконов, молний в многочисленных зигзагах, чешуи рыб, и рябь от движущегося тела, которую не в состоянии запечатлеть фотография, увеличивает оборонительный и ограждающий эффект. Ограждают ли носители ирэдзуми сами себя от своих эмоций? Являются ли они людьми, протестующими против морали, технологий, духа потребительства и конформизма, присущих современной Японии? Все, что можно сказать о ирэдзуми – это Секретность и Отдаленность. Секретность обеспечивает строгий деловой костюм, полностью скрывающий татуировку, а Отдаленность – это состояние души человека, её носящего, отдаленного от многих норм и запретов современного общества.

Значение татуировки японский карп

Карп (鯉), именуемый в Японии «Кои» – был завезен во времена Средневековья в Страну Восходящего Солнца переселенцами из Китая – страны, где он выращивался и подвергался селекции на протяжении многих веков. Карп сразу же полюбился местным жителям, которые продолжили работу над его внешним видом, путем тщательнейшего отбора. В китайской и японской кухне карпу отводится место короля пресноводных рыб. Трудно поверить, что эта яркая и причудливая рыба, сверкающая золотыми, красными и оранжевыми оттенками чешуи, происходит от обычного пресноводного карпа. Великолепие карпа Кои издавна сделало его популярным сюжетом для привлекательных татуировок, как у мужчин, так и у женщин. Изображения карпа отличаются динамизмом, богатой цветовой гаммой и высокой декоративностью.
Древняя китайская легенда, ставшая популярной и в Японии, гласит, что отважный карп Кои не побоялся подняться вверх по струям водопада к Вратам Дракона, и, в награду за этот подвиг, был превращен в дракона. Это деяние сделало карпа символом храбрости, силы и настойчивости в достижении поставленной цели. Считается, что пойманный карп, не дрогнув, принимает удар разделочного ножа. Так что, изображение карпа может являться как символом неустрашимости, так и хладнокровия перед неминуемой участью – качества, присущие настоящему воину – самураю. Если говорить в целом, значение татуировки можно определить, как стремление её владельца уподобиться карпу в решительности, силе и удаче, и приумножить, благодаря эти качествам свое благосостояние.

Значение татуировки японский дракон

В Японии, из всех мифологических существ наиболее популярным является дракон. Изображение дракона в качестве украшения или орнамента можно встретить во всех аспектах повседневной жизни. В мифологии Востока дракон это символ силы, верности, упорства, благородства, магии, силы воображения и преобразования, символ способности выходить за пределы обычного и многое другое. Императорская одежда в Японии торжественно именуется «Одеяниями дракона», которая украшается изображениями драконов, указывающими на могущество монарха и покровительство со стороны драконов. Будучи повелителем водной и воздушной стихий – дракон также считался защитником от огня, поэтому его почитали пожарные. Дракон в своем облике сочетает части других животных, и таким образом может извлекать необходимые свойства и силы из каждого существа, которое является его частью. В этом кроется его всемогущество и универсализм. Дракон – это змей с рогами оленя, чешуей и усами карпа, четырехпалыми лапами орла, носом верблюда и выступами в форме языков пламени на плечах и бедрах.

На этом фрагменте татуировки с изображением дракона, показана его голова. Потакая молодежным вкусам, мастер Хориёси III выполнил эту татуировку в мультипликационном стиле манга (книг комиксов в европейском стиле), тем не менее, оставив традиционные восточные особенности – мохнатую морду, клыкастую пасть, усы, рога и пламевидные выступы на теле. Дракон и его фон образуют элементы инь – ян – разные аспекты единой действительности или взаимодействие и борьба противоположных начал.

Японский мастер Хорикин известен тем, что разрабатывает и делает татуировку в японском стиле на все тело заказчика. Тем не менее, заказчик, изображенный на фотографии, попросил сделать только одного дракона, возможно, для того, чтобы указать, что он родился в год Дракона, в пятый год по восточному зодиаку, или, возможно, для того, что бы “усилить” правую руку. Кроме того, он попросил сделать эту татуировку в западном стиле, называемом японцами «нукибори», который с недавнего времени стал популярен среди японской молодежи. Отличие этого способа от традиционного японского заключается в том, что контур рисунка заполняется однородным цветом, без ретуширования, цветовых переходов и наложения теней.

Значение татуировки Кинтаро

Кинтаро («Золотой мальчик») (金太郎) является одним из наиболее популярных персонажей в японском фольклоре, и, фактически, представляет собой соединение местного божества (ками) плодородия с реальной исторической фигурой. Согласно с японскими народными сказками и героическими легендами, Кинтаро, будучи еще ребенком, обладал недюжей физической силой. Его удивительные подвиги и настойчивость в течении тысячи лет служили для японцев примером идеального воителя. В японском искусстве Кинтаро часто изображают в виде маленького, обнаженного ребенка с кожей красного цвета, который борется с огромным карпом и побеждает его. Легенда о Кинтаро занимает центральное место в праздновании Дня Мальчика, который справляют 5 мая. Семьи, у которых имеются сыновья, выставляют у своих домов высокие шесты, на концах которых трепещутся воздушные змеи из бумаги или ткани, изображающие карпов. Таким образом они хотят показать, что здесь живет, возможно, новый Кинтаро. Родители дарят детям игрушки в виде этого легендарного героя, надеясь, что они станут такими же сильными и храбрыми, как и Кинтаро.
Эта татуировка символизирует силу, мужество и храбрость. Татуировка пользуется популярностью у людей, занимающихся каким – либо единоборством.

На этой фотографии показана работа мастера татуировки Хорикина. Когда делалась эта фотография, человек с этим изображением был очень болен, и поэтому Хорикин предложил своему заказчику завещать татуированную кожу Университетскому музею. Сам человек был не против этого, но его родственники резко возражали. Согласно японским законам, части тела человека, в том числе и кожа, после его смерти не могут быть использованы без разрешения его семьи. Поэтому эта фотография будет являться единственным сохранившимся свидетельством этого произведения искусства работы мастера Хорикина.

Другой мастер татуировки, Хориёси II, целиком покрыл спину заказчика изображением Кинтаро в виде мальчика ангельского облика, который борется с могучим карпом. Кинтаро носит синий харамаки (широкий пояс из ткани, передник), прикрывающий его хара (живот), который японцы считают источником мышления и замыслов, источником чувств. В философии дзэн-буддизма местоположением души и центром жизнедеятельности человека считалось не голова или сердце, а занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу живот, способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. Особое значение придавалось пупку, так как через него, как считали в Японии, божество грозы насылает болезни. Поэтому его прикрывали защитным теплым кушаком.

Значение японской татуировки лев

Японская татуировка лев. Мастер Хоригоро III.

Лев-страж или Кома-ину (Корейский пёс).
Эта татуировка выполнена мастером Хоригоро III и изображает кома-ину. Существует легенда, что когда японская императрица Дзинго в 200 г.н.э. предприняла поход в Корею, корейский ван (царь) поклялся вечно защищать дворец японских императоров. Мифический корейский пёс (кома–ину – собака с головой льва), который соответствует китайскому льву – стражу (кара сиси или дзиси), называемого также «Лев Будды», должен был защищать дом хозяина от злых духов. Считалось, что шкура с головы Корейского пса отличалась необыкновенной прочностью, и из неё, якобы, изготавливались шлемы, которые не могла пробить стрела. Статуи этих созданий, изготовленные из камня или фарфора, устанавливают перед входом в буддийские святилища, правительственные резиденции, административные здания, усыпальницы владык прошлого в Китае, Японии и в некоторых других странах Дальнего Востока. Лев – страж или Корейский пёс символизирует защиту, могущество, успех и силу. Для того, чтобы укротить их необузданную ярость (которую символизирует символ «янь»), для эстетического баланса рядом со львом всегда изображают красивый цветок пиона (символ «инь»). Собака, как таковая, считается в Японии верным хранителем младенцев и маленьких детей.

Значение цветка пиона в японской татуировке

Японская татуировка цветок пиона

Символическое значение цветка пиона в японской культуре и искусстве – в данном случае, в искусстве татуировки, как и значение многих других изображений, предполагает наличие множества вариантов. В Китае, откуда пион ведет свое происхождение, он считается символом удачи и процветания, что в конечном итоге, приводит к благосостоянию. Одно из значений, которое пион получил в Японии, также характеризует его цветком богатства и удачи. У игроков в карты, татуировка с изображением пиона указывает на смелость и способность идти на риск. В этом же значении в прежние времена этот цветок пользовался огромной популярностью у самураев, уступая в популярности только сакуре. Воины в своих ярких доспехах сами напоминали цветущие пионы, и бой разбивался на множество поединков один на один, где каждый пытался выделиться, показать себя во всей красе. Тогда появилась поговорка «во время войны искать большой цветок», то есть найти достойного противника, пойти на риск. Поэтому пион символизирует отчаянно храброго человека.
Но существует и прямо противоположное значение этого прекрасного цветка. Он может быть символом гармонии, женской красоты и весны. В татуировке он призван смягчать слишком жесткое, прямолинейное значение некоторых других изображений, придавая им другую символическую направленность. Например, в случае с корейским псом и львом, изображения пионов превращают этих свирепых стражей в верных приверженцев красоты и галантного обхождения, но только в том случае, если с носителем татуировки поступают должным образом. В противоположном случае, пион становится дополнительным воинственным знаком.

Значение цветущей сакуры в татуировке

Хориеси III для этой татуировки обратился к сюжетам серии укиё – э (гравюр), выполненной Утамаро и изображающей красивых женщин из «веселых кварталов» Ёсивара в некоторых японских городах 18 века. Многие из этих женщин сами имели татуировки на своем теле. Цветение японской вишни – сакура являются одним из самых известных символов Японии, и очень популярны в качестве татуировки. Вишня зацветает ранней весной, и очень быстро теряет лепестки своих цветков. Кратковременность этой нежной красоты, неизбежно сделали сакуру символом короткой жизни воина и незначительного срока молодости и привлекательности куртизанки. Изображенной куртизанке, для придания намека на эротизм, сделали тени вишневого цвета вокруг страстных очей.

Значение кленовых листьев

КИНТАРО И КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. На этой татуировке вновь показан Кинтаро, в смертельной схватке с мощным карпом. На этот раз Кинтаро старше по возрасту, полностью одет и вооружен кинжалом. Кленовый лист в Китае и Японии имеет множество значений – он может символизировать влюбленность, осеннюю пору, стойкость (так как клен не страшится зимних холодов). В данном случае листья могут также обозначать длительную упорную борьбу. Слева, в верхней части спины, видна подпись мастера Хорити.

Значение японской татуировки Крыса

Ирэдзуми. Крыса. Татуировка мастера Хорикина.

КРЫСА – НИНДЗЯ.
Заказчик родился в год Крысы, открывающим 12 летний цикл Восточного Календаря. Он выбрал этого зверя в качестве татуировки на спине, которую выполнил мастер Хорикин. Трудно объяснить, почему крыса, – этот вредитель – грызун, была прославлена в японской мифологии. Тем не менее, крыса ассоциируется с божеством богатства, одного из семи богов удачи, и её изображают шныряющей среди тюков с рисом. Она также является символом плодовитости, как это видно на этой юмористической татуировке, где огромную крысу – родителя окружают пищащие голодные крысята.
Но кроме того, крыса также символизирует древнее японское искусство ниндзюцу – искусство маскировки, шпионажа и диверсий. Ниндзя – секретные агенты, подобно крысам, могли незаметно проникать во вражеские замки, для того, чтобы украсть, выведать, или совершить убийство. Ниндзя были очень осторожными и предпочитали действовать ночью, где, под покровом темноты было легче оставаться невидимым. Считалось, что наиболее умелые ниндзя были способны посредством колдовских чар изменять свою форму. Это же способность приписывалось и самой крысе. Персонаж театра Кабуки колдун Никки Дандзё по ходу спектакля превращается в огромную крысу или в деревья, для того, чтобы проворачивать свои неблаговидные дела.

Значение татуировки Феникс

Для татуировки на спине жены, Хориёси III выбрал изображение легендарной птицы феникс – мифическое вечное существо, способное вновь и вновь возрождаться из пепла, после того, как оно сжигает себя в огне. В данном случае феникс символизирует вечную любовь и надежду на возрождение после смерти.

Значение японской татуировки паутина, паук.

Заказчик попросил выполнить “тонкое и детальное изображение” на его подмышке, одной из самых болезненных областей, на которые можно наносить татуировку, а также одной из самых опасных. Здесь расположено множество потовых желез и от уколов иглы в этом месте начинается обильное выделение пота. Волосы на подмышках подсказали Хорикину идею изобразить в этом месте паучью сеть. В Японии паук имеет двоякое значение: если увидеть паука в дневное время, это сулит удачу, а если его встретишь ночью – это плохая примета. Паутина, как выдающееся природное явление, явно вызывает у японцев уважение, но, тем не менее, изображение паука, как символа противоречивости натуры – он создает красоту только для того, что бы схватить и убить – вызывает у японских татуировщиков и их заказчиков опасение.

Персонаж Кабуки Бэнтэн – Кодзо

Бэнтэн – Кодзо был одним из наиболее популярных и любимых зрителями персонажей из репертуара театра Кабуки. Он был благородным разбойником, и его красота позволяла ему, для осуществления своих преступлений, выдавать себя за женщину. В одной из сцен, после того как он грабит ювелирную лавку, скромная и благородная девушка, неожиданно рвет на себе кимоно и демонстрирует залу мужское татуированное тело. Именно этот момент изображает на татуировке мастер Хоридзин. Спина заказчика разделена татуировкой – если слева Бэнтэн еще остается в женской одежде, то справа он показывает татуировку на его теле. Вихревые завитки вокруг Бэнтэна являются не просто украшением композиции, они указывают на буйный и хаотичный образ жизни персонажа.

Ветер и молния

На этой незавершенной татуировке, выполненной Хориёси III, круглый медальон на солнечном сплетении, показанный между двух, обвивающих соски драконьих хвостов, вероятно, является эмблемой бандитской группировки якудза (подобная группа единомышленников называется «накама»). Эмблема – это стилизованное изображение котла для риса, и имеет скрытый смысл: “тот, кто ест из одного котла, является братом”. На правой стороне груди изображен бог ветров Фудзин, один из двенадцати бодхисаттв – царей буддизма, который всегда изображается как страшный демон, каким он и был, до того, как перешел на сторону Будды. Здесь он сражается с комическим, смеющимся драконом дождя.

Умеренность

Данная татуировка выполнена мастером Хоридзином. Одним из старейших стилей в японской татуировке, остающимся популярным и в наши дни, является стиль «река» («кава»), так как по центру тела, сверху вниз, подобно реке идет полоса чистой кожи. Татуировка сделана таким образом, что традиционная повседневная японская одежда – хаппи (куртка с короткими узкими рукавами) и момпей (короткие, до коленей, штаны), полностью её скрывала. Сейчас она позволяет носить рубашку с короткими рукавами и шорты. Подобная «река» или «четверть тела» должна была препятствовать снятию кожи после смерти человека, так как не позволяла сохранить в целостности композицию ирэдзуми.
Левый сосок оформлен в виде цветка пиона, в то время как от правого соска низвергается водопад, в струях которого показан карп, настойчиво пробивающийся к вершине, чтобы переродиться в дракона. На правом бицепсе изображен рогатый дракон, как бы иллюстрирующий конечную цель упорного карпа. Хвост дракона заканчивается на левой руке, где он показан средь облаков. Мужчина носит традиционное японское нижнее белье – фундоси (набедренную повязку).

Упорство

На этой татуировке мастер Хоридзин изобразил эпизод известной китайской притчи, о том, как мать – львица отнесла своего любимого маленького детеныша вниз, в ущелье. Сама она забралась на гору, и оттуда звала его к себе, поощряя его совершить трудное восхождение. Таким образом, львица пыталась обучить его упорству и выносливости. Эта притча о выживании наиболее приспособленных к жизни символизировала конфуцианский взгляд на идеальных родителей, которые жертвуют своими чувствами ради того, чтобы их дети вырастали выносливыми и упорными.

Выдержка

На этой татуировке, выполненной Хоридзином, показан Курикара Кэнгоро, один из благородных разбойников из романа «Суйкодэн». Показана сцена, где герой перекручивает стебель бамбука, пытаясь снять гнев и борясь с искушением совершить злой поступок. Рядом с ним показано покровительствующее ему буддийское божество Фудо.

Ревность

Татуировка выполнена, не без европейского влияния, мастером Хориёси III, и показывает традиционный облик японского двурогого демона (они), в данном случае – демона ревности. В японском фольклоре часто упоминаются ревнивые женщины, у которых на голове отрастают подобные рога. Во время свадебной церемонии они прячут их под головным убором невесты. В настоящее время многие молодые японцы предпочитают делать себе подобные ужасающие и откровенно хулиганские татуировки, а не придерживаться традиционных сюжетов.

Хейкуро и змей

Для этой татуировки мастер Хорикин выбрал образ Саги–но–ике Хейкуро, одного из 108 татуированных героев авантюрной китайской новеллы «Суйкодэн», переведенной на японский язык Кёкутэем Бакином в 1805 году. Герои этого произведения были прославлены благодаря многочисленным гравюрам в стиле «укиё–э» (направление изобразительного искусства Японии в период Эдо) в сер. XIX в., выполненным такими прославленными художниками, как Утагава, Куниёси, Тоёкуни и Кунисада. На татуировке показана смертельная схватка Хейкуро с гигантским змеем. Татуировка выполнена так искусно, что ощущаешь мощь извивающегося змея и силу доблестного Хейкуро при каждом движении татуированного тела.

Выносливость

Пионы, вытатуированные вокруг сосков и пупка, привлекают бабочку, точно также, как волны, сбегающие со скал, влекут к себе бесстрашного карпа. Выше солнечного сплетения мастер Хоридзин поместил иероглифы «синобу», что обозначают «выносливость». Это слово имеет еще одно значение, если применять его к тайной символике ирэдзуми: «быть скрытным, жить скрытной жизнью».

Трансцендентность

Хорикин разработал этот рисунок для своей головы («обители всех чувств»), который затем был вытатуирован Хоригоро III, Хорикином II (его братом и учеником), и Хорёси III. Здесь искусство татуировки объединено с искусством каллиграфии. Большие красные символы являются одной из форм имени божества Акала на санскрите. Маленькими черными символами имя божества повторяется сотню раз, а само изображение напоминает сидящего Будду. Это второй случай татуировки головы в японской истории. Первый принадлежал Хорикаме, который умер в 1932 году.

Персонажи из театра Кабуки

На этой фотографии показаны татуировки двух людей, объединенные, что бы показать одну из сцен спектакля Кабуки – традиционного японского театра. Слева показан один из героических персонажей 17 века, пытающийся разорвать пасть мифологическому змееподобному чудовищу (в действительности, колдуну), в то время как на это смотрит испуганная куртизанка (этот персонаж можно узнать по поясу – оби, завязанному спереди, что является шуточным намеком на то, что она много времени проводит лежа на спине в силу своей профессии).

Вихрь

Хорикин, пожалуй, является наиболее искусным и знающим мастером татуировки в современной Японии, и здесь показана одна из его лучших работ. Кроме того, что показанная работа является весьма сложной по исполнению, в ней используются необычные цвета – сочетание пурпурного, белого и желтого в дополнение к более традиционным черному, зеленому, красному и синему цветам. Эта обширная татуировка покрывает все тело заказчика, за исключением лица, кистей рук и ступней. Среди множества изображений на животе заказчика можно видеть дракона, буддийскую молитву и два символических противостоящих изображения вихревых потоков.

Трофей

В данном случае показана еще одна сторона ирэдзуми – изображение гротескового характера, то есть, изображение чего – то странного, эксцентричного и даже уродливого. На этих татуировках мастера Хориёси показаны отрубленные головы, что отражает древнюю самурайскую традицию собирания в качестве трофеев голов убитых врагов в качестве доказательства удали. В сочетании с буддийской молитвой, идущей по диагонали через бедра, это изображение можно расценить также как клятву, придерживаться своей веры вплоть до смерти, и если будет нужно, сложить за нее свою голову. И художник, и его заказчик принадлежат к клану Хориёси, татуировки которого часто носят садомазохистский характер.

Эдем (Рай).

Ещё более гротесковое изображение, чем предыдущее. Молодые японцы часто заказывают себе татуировки, изображающие что – либо уродливое и ужасающее по своей жестокости, как это видно по этой татуировке, выполненной Хориёси III. Вновь здесь показаны цветы и лепестки вишни – сакура– национальный цветок Японии, символизирующий скоротечность жизни. Кроме того на татуировке показан змей – искуситель. Вероятно, здесь не обошлось без влияния христианского сказания об Эдемском Саде, только в японском видении. Композицию дополняют отрубленные окровавленные головы.

Сэппуку

Сэппуку. Татуировка неизвестного мастера.

На татуировке показан мужчина после того, как он совершил ритуальное харакири (самоубийство путем разрезания живота). Этот ужасный обряд сами японцы чаще называют сэппуку.
Считается, что обряд сэппуку, как и многие другие аспекты своей культуры и быта, предки японцев заимствовали из практики аборигенного населения Японии – айну. Обряд культивировался среди самурайского сословия, и таким образом, воин мог доказать крепость своего духа и чистоту помыслов, либо реабилитироваться перед обществом и богами в случае серьезного проступка. Обычно сэппуку совершали по приговору Суда Чести, а в случае добровольного ухода из жизни – из–за серьезного ранения или болезни, опасности пленения, невыполненного приказания или невозможности достижения поставленной цели. Иногда это самоубийство совершали воины, потерявшие своего предводителя и покровителя, в знак преданности. Повод для самоубийства мог быть самым незначительным с точки зрения европейцев – воинское сословие часто бравировало своей способностью в любой момент принять болезненную смерть, чтобы продемонстрировать окружающим свое невероятное бесстрашие и добиться посмертной славы.

Табу

Ирэдзуми. Татуировки – молитва «Нам ёхо рэнгэ кё».

Этим людям были сделаны татуировки двумя мастерами – Хорикином, для того, что слева, и Хоригоро II – справа. Молитва «Нам ёхо рэнгэ кё» («Слава Сутре Лотоса благой Дхармы!») исходит от фанатичной буддийской секты Нитирэн, основанной в 1253 году, и в настоящее время имеющей около шести миллионов последователей, которые увлекаются пением и игрой на барабанах. Последователи этого учения верят в то, что постоянное, искреннее повторение этой молитвы поможет каждому достигнуть Нирваны. Слева стоит человек, на котором молитва вытатуирована красным цветом диагонально, от правого плеча к левому бедру, а снизу вверх от правого бедра идет та же молитва, исполненная в золоте и в перевернутом виде. Татуировка выполнена таким образом, возможно, для того, что бы показать, что милость Будды простирается во всех направлениях и для каждого, кто уверовал в его силу, каким бы порочным человек не был. Особая эксцентричность обоих татуировок заключается в том, что они распространяются даже на половые органы. Пенис – это последняя из всех частей человеческого тела, на которой можно делать татуировку, так как эта самая болезненная процедура из всех. Два ассистента должны держать кожу в натянутом состоянии, в то время как татуировщик наносит рисунок на крошечные участки. Многие заказчики при этом теряют сознание от сильной боли.

Вода

Работы мастера Хорикина восхищают мастерством изображения живых существ. Он также немного изменяет традиционную тематику изображения. На этой татуировке юный Кинтаро оседлал скользкого огромного сома, а красная золотая рыбка пробивается на нерест вверх по ниспадающей струе на другом бедре. Сутра Лотоса идет по левому бедру наискось. Там же показан другой сом, вклинившийся в надпись.

Огонь и вода


Ниже показаны различные татуировки, выполненные на ногах. Изображения в целом подпадают под определение «соединение двух начал – инь и янь» – извечную борьбу двух противоположных начал, благодаря которым происходят все изменения в наблюдаемом нами мире. Показаны языки пламени и волны, когти дракона и карп, осенние листья и облака, черепахи и боги удачи с сумками, переполненными мирскими благами, которыми они щедро одаряют достойных людей.

5 / 5 ( 1 vote )

Самое древнее упоминание о Японии связано с . И страна, и нательная живопись – темы, разбираемые в рукописи Gishiwajinden. Она создана в 3-ем веке. Автор – китаец, побывавший там, где восходит солнце.

Жителей островов странник из Поднебесной описывает с удивлением, упоминая, что они делают рисунки на лицах и телах. Разберемся, зачем себя разукрашивали древние японцы и каково современное значение узоров, модных в стране Восходящего .

Значение японских тату

В летописи Gishiwajinden говорится, что японские тату служат защитой во время охоты и ловли рыбы. Кстати, косвенные указатели на нательную живопись свидетельствуют, что ей пользовались задолго до 3-го века.

Так, во времена Дземон, начавшиеся 10 000 лет до нашей эры массово изготавливали статуэтки из глины. Изображали людей. Тела всех сохранившихся фигурок разукрашены черточками и точками, наподобие племенных, или, как их называют, трайбл-татуировок.

К 700-ым годам нашей эры японские тату и их значение изменились. Наколки стали не столько защитными символами, сколько показателями социального статуса. Об этом говорится в Кодзики. Это первое печатное издание, выпущенное в Японии.

В книге наколки подразделяются на два типа – те, что носит знать и те, которыми отмечают преступников. К примеру, «собака» наносили на лица предателей. Рисунок говорил, что человек пустобрех, способный выдать любую тайну.

Начало использования татуировок для клеймения провинившихся привело к отрицательному отношению ко всем наколкам. Добропорядочные граждане перестали их набивать уже к концу 18-го века.

В это же время законодательно отменили обычай наказания в виде японского иероглифа-тату на лбу и руках. Конечности обводили черными обручами, словно . Одна линия – одно преступление. Так что нарисованные на запястьях кольца в Японии и сегодня могут истолковать превратно.

Через пару десятилетий после отмены клеймения татуировки в Японии вновь стали использоваться благочестивыми людьми. Ихару Сайкаку писал, к примеру, о рисунках на телах жрецов.

Японский писатель рассказал и о гейшах. Они стали носить японские надписи-тату . На внутренней стороне рук накалывались имена постоянных клиентов. Так красавицы давали обет свиданий, выражали свою любовь.

Тату японское перестали наносить преступники, зато, рисунки стали использовать профессионалы разных областей, чтобы быть узнанными в толпе. Свои знаки были у пожарных, лекарей, носильщиков паланкинов. Некоторые исписывали все тела в технике гравюр. Главными героями сюжетов, как правило, были символы культуры народа.

Японский дракон – тату , означающее соединение противоположностей – инь и янь. Их слияние можно трактовать по-разному, как союз воды и , дуэт неба и земли, солнечную и теневую стороны одной горы. Черепаху накалывали, как знак долголетия, а тигр служил воплощением храбрости и высокого происхождения.

Те, кому довелось посещать Токио 19-го века (тогда – Эдо), иронизировали, что встретить там не татуированного человека все равно, что увидеть восьмое чудо света.

На рубеже веков в страну заехал русский царь Николай 2-ой и … вернулся домой с наколкой. Так государь слился с толпой в Японии и выделился из толпы в отечестве.

Японские тату для мужчин

Классические тату в японском стиле , как правило цветные. Мужчины страны Восходящего Солнца, зачастую, наносят именно такие. Эскизы для парней называют якудзе.

Это имя клана, который ввел в моду масштабные картины во всю , переходящие на руки, грудь и бедра. Такие ансамбли можно разделить на несколько отдельных наколок, к примеру, японские рукава-тату .

Женщины их накалывают в несколько раз реже мужчин. Во-первых, нужно несколько сеансов. Изображение масштабное, в один присест его выполнить сложно.

Во-вторых, из-за размеров и сложности эскизов, работа стоит дорого. Леди менее склонны отдавать такие деньги за нательную живопись, скорее, купят серьги с бриллиантами.

Мужчины выбирают японские тату, эскизы которых подчеркивают их силу, храбрость, мощь. Стремящиеся к финансовому благополучию и удаче набивают золотистых рыб. Их в стране Восходящего Солнца считают символом богатства.

Поэтому, тату «Японский карп » часто встречаются на бизнесменах. Пользуются эскизом и путешественники, спортсмены. Для них тату японских карпов – выражение динамики жизни, постоянного движения.

Японские тату для женщин

Девушки, зачастую, запрашивают японские маски-тату . Самая знаменитая из них – Ханья. Это образ девушки, исполненной гнева и возмущения. По приданию, японка влюбилась в монаха, но тот отверг ее. Тогда, женщина превратилась в мстительного демона, став символом всех коварных леди, всех тех, кого обидели мужчины.

Кроме Ханьи существуют еще 43 маски. Среди них есть образцы и для мужчин. Один из них, к примеру, Они. Это демон, который славится силой и живучестью. Убить его практически невозможно. Боевое оружие Они – металлическая палица с внушительными шипами.

В общем, герой мифологии напоминает персонажа компьютерной игры-квеста. Такая ассоциация, естественно, привлекает многих парней. Они наносят Они, как правило, на руку. Японские тату здесь наиболее «читаемы».

Японские тату, фото которых, обычно, выкладывают девушки, отличаются изяществом исполнения и, как правило, небольшими и средними размерами. Это касается и масок. Выбираются демоны, чудища и оборотни, способные уместиться на лопатках, предплечьях, бедрах.

Вместо масок леди часто голосуют за сакуру. Она менее таинственна и более романтична. Цветущие ветви не входят в тату японские с переводом . Сакура не нуждается в расшифровках. Всем ясно, что вишня – символ красоты, мимолетности и хрупкости жизни. Если углубляться в фольклор Японии, сакура – знак печали.

Существует легенда о рабочем, который не выдержал побоев хозяина и пожаловался на него князю. Тот наказал изверга, но и тот не остался в долгу. Князю мстить, конечно, не стал, а вот детей подчиненного привязал к стволу вишни и запорол до смерти.

Универсальные японские тату

Осталось рассмотреть японские иероглифы-тату и их значение . Среди алфавита найдутся символы и для мужчин, и для женщин, и общечеловеческие. К примеру, есть знаки: любовь, доброта, свобода, уважение, традиции. Можно нанести иероглиф душевное спокойствие, или начала осени.

Одна «буква» несет определенное значение. Но, в группе иероглифов смысл некоторых может меняться. Поэтому, фразы накалывают лишь знатоки языка, или те, кто у них проконсультировался. Для верности, можно выбрать цитату из какой-нибудь японской книги. В этом случае шанс ошибиться в написании минимален.