День называемый заигрыши на масляной неделе. Название дней масленичной недели

Масленица 2018: вторник, 13 февраля - «Заигрыши», значение, традиции, обычаи и приметы второго дня масленичной недели . Масленица в 2018 году очень ранняя. Началась она в понедельник, 12 февраля, а закончится в воскресенье, 18 февраля. Каждый день имеет свое название, значение, традиции и обычаи.

Масленица 2018: вторник, 13 февраля - «Заигрыши», значение, традиции, обычаи и приметы второго дня масленичной недели. По традиции в этот день принято ходить в гости друг к другу. Хозяева с радостью приветствуют гостей и приглашают за стол. Главным угощением, конечно, являются блины. Согласно народной примете, чем больше гостей пожалует в этот день в дом, тем лучше. Ведь они несут с собой энергетику тепла, благополучия, процветания.

В старину во второй день Масленицы парни и девушки присматривались друг к другу, выбирая себе пару. Ведь недаром этот день носит название «Заигрыши». Парни решали, к которой из девушек они отправят сватов. А девушки в этот день любили . Традиция масленичных гаданий дошла до наших дней. Она до сих пор популярна среди молодых девушек, желающих узнать свою судьбу и обрести личное счастье.

Также в этот день было принято украшать сани, запрягать лошадей и катать по селу чучело Масленицы. Это сопровождалось песнями и весельем. Считалось, что такая традиция помогает привлечь хороший урожай.
Традиционной забавой второго дня масленичной неделя были катания на санях. Причем по тому, как далеко съедет человек с горы, можно было судит о том, каков будет урожай льна у каждого. Чем дальше удастся съехать, тем богаче будет урожай.


«Заигрыши» - это день Масленицы, когда особое внимание уделялось молодоженам. Молодые непременно должны были объехать на красивых санях все село. Народ поздравлял их. А пара в свою очередь угощала всех блинами.

Масленица 2018: вторник, 13 февраля - «Заигрыши», значение, традиции, обычаи и приметы второго дня масленичной недели . Конечно, многие традиции, остались в прошлом. Но ничто не мешает вам напечь блинов и угостить ими в этот день своих домочадцев, друзей, родных. Проведите этот день весело, в хорошем настроении. Ведь наши предки были уверены, что хороший настрой помогает приблизить весну и тепло, а также создать уют в доме и в душе. Можно сходить с детьми на горку, прокатиться на санях или покататься на коньках.

Масленица всегда начинается в понедельник. И этот день называется встреча.

ВСТРЕЧА (понедельник)

К этому дню - первому дню Масленицы - устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали её.

В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся!

Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

ЗАИГРЫШ (вторник)

Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны - просим жаловать». В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.

ЛАКОМКА (среда)

В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор.

Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами. Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - « к тёще на блины».

РАЗГУЛЯЙ (четверг)

Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков. С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ (пятница)

В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ/ ПРОВОДЫ (суббота)

В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Как правило, в этот же день наряженную Масленицу - чучело из соломы - на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так прощались с Масленицей и серьёзно, и шутя, потому что эту весёлую неделю нужно было ждать целый год.

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост, поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения и говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали знакомое: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

В прощёное воскресенье люди ходили на кладбище, оставляли на могилах блины.

А вот, что писал по этому поводу известный российский поэт и наш современник Андрей Дементьев:

Прощаю всех, кого простить нельзя. Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: «Не будьте к ближним строги. Вас всё равно всех примирит земля»...

С Масленицей связано несколько примет

·На Масленицу гадали : берёт девушка один из первых блинов и выходит на улицу и угощает первого встречного и спрашивает его имя. Почему? Потому что так будут звать суженого читать еще способы гадания;

·Прощёное воскресенье - последний день, когда разрешалось употреблять спиртное;

·Ритуально съедение блина - во славу Весны и плодородия земли. Блины ведут начало от жертвенного хлеба древних язычников, а круг считался знаком Солнца;

·На Масленице первый блин - за упокой - «для душ родительских».

Масленица — самый веселый и разгульный праздник со времен древней Руси. В этот период сама природа чувствует приближение весны и начинает просыпаться после холодной зимы. А люди, после долгой зимы, тянутся друг к другу.
Не просто так второй день масленицы называется Заигрыш .

Утро второго дня масленицы начиналось с катания на горках. Катались и взрослые и дети. Для катания использовались обычные санки, коньки, салазки. Детишки по младше катались на ледянках. Ледянками могли быть любые коробки, корзинки, корыта, которые со стороны дна были покрыты слоем льда. Сидя в таких ледянках можно было легко катиться со снежной или ледяной горки. Для спуска с горы могли использоваться соломенные связки или старые шкурки, на которых спускались целыми группами.

Катание с горок было не простым развлечением, раньше существовало поверье о том, кто скатится с горы дальше всех, у того лён будет самым высоким. Для молодых семейных пар катание с горы было обязательным требованием. Раньше считали, что так молодая пара привлечет в свою семью благополучие и достаток, а в деревенские хранилища — богатый урожай.

Во время зайгрыша на Масленицу по дворам начинали ходить ряженые. Они желали хозяевам хорошего урожая, здоровья и благополучия, а взамен их потчевали блинами со сметаной и угощали медовухой.

Также второй день Масленицы был посвящен молодоженам. К молодоженам относились все семьи, кто поженился за год до масленицы. Одним из обязательных условий было участие этих пар в народных играх. Например, каждая пара должна была скатиться с ледяной горки или их могли поставить у столба и заставить целоваться. А иногда даже забрасывали старыми лаптями, когда молодожены проезжали на санях по деревне.

Молодые люди приглашали девушек кататься на ледяную горку или расписных санях, угощали разнообразными блинами и блинчиками. Все масленичные забавы вели к тому, чтобы заинтересовать понравившегося представителя противоположного пола. Все это можно было назвать одним словом — заигрыш . Определившиеся в своем выборе парни, переходили к сватовству.

Древние славяне очень серьезно относились к свадьбе, потому что она являлась началом семейной жизни. В старые времена, свадебный обряд был сложным и состоял из нескольких частей. Первым этапом было сватовство.

Первой, к невесте домой, приезжала сваха, которая являлась самым главным человеком свадебного действа. Сваха проводила первую встречу с отцом и матерью будущей невесты и узнавала какое приданное есть у невесты. Также одной из главных обязанностей свахи было убедить семью невесты, что представляемый жених самый подходящий вариант.

Иногда сваха самостоятельно искала подходящую невесту для жениха. В таком случае встреча будущих молодоженов проходила у свадебного алтаря. Вместо знакомства, будущему жениху и невесте, сваха рассказывала про внешний облик и человеческие качества друг друга.
После переговоров свахи и родителей невесты, назначалась дата сватовства, естественно если сваха убедила родителей невесты в выборе данного жениха.

День сватовства надо было держать в строжайшей тайне, так же как и маршрут сватов до невесты. Существовал поверье, что чем быстрее сваты приедут к родителям невесты, тем разговорчивее будут мама и папа невесты.
В первый визит сватов, жених не приезжал. Переговоры проводили стоя, чтобы быстрее договорится. Разговаривали сваты с отцом невесты.

Никакой отец с первого раза не соглашался на выдачу дочки замуж, потому что это было не пристойно. Иногда сватовство проходило в три — четыре этапа, хотя решение родителей было изначально положительным. Каждый раз родители невесты не отказывали жениху, а сообщали что им надо посоветоваться, обдумать, спросить совет у ближайшей родни.

Если же жених пришелся не ко двору, то родители невесты искали различные способы, чтобы мягко ему отказать. Рассказывали, что дочь еще очень молода или болеет плохой болезнью. Если и это не помогало, то приходилось выставлять сватов силой.

Иногда бывало, что родители невесты, желая породнится с определённой семьей, отправляли в дом потенциального жениха сватов от себя. Те со своей стороны нахваливали невесту, говорили о её красоте и умениях, объясняли выгоду родителям жениха от возможного союза.

Если вопрос уже был решен и надо было только провести сватовство второй раз, то в дом к невесте, помимо сватов, приезжал жених, родители жениха и их ближайшая родня.

Для долгожданных гостей накрывали стол с угощениями, поджигались свечи. Это действо называлось сговор (в настоящее время помолвкой).
В процессе «сговора» отец невесты официально подтверждал согласие на заключение брака. После получения официального согласия переходили к написанию «рядной записи» (своеобразный брачный договор). Рядная запись включала в себя: дату свадьбы, описание приданного невесты, траты на проведение свадебного обряда.
Порой там прописывались обязанности будущей жены на протяжении года после замужества или запреты для будущего мужа, например, бить свою жену.

После фиксации всех договоренностей, официальная часть сватовства завершалась. В том случае, когда семьи, планирующие женить своих детей, были зажиточными, то жених дарил своей невесте колечко, а она в ответ давала жениху платок. Кольцо и платок выступали не просто в роли подарков, а служили гарантией обеспечения обязательств данных их родителями.

Сват тоже не уходил с пустыми руками, а получал корочку хлебушка, которую оборачивали самым красивым платком. Это говорило всем о благополучном завершении сватовства. После чего все проходили к накрытому столу за угощениями.
По окончании сватовства определяли дату смотрин невесты и владений жениха.

С того времени многое поменялось и современный обряд сватовства стал намного проще. Жених самостоятельно получает согласие невесты и приводит своих родителей в дом будущей жены в заранее оговоренный день. К этому времени, мать и отец невесты уже знают избранника дочери и дают свое согласие на брак. Вот такое короткое сватовство.

Второй день масленицы подходил к концу. Для кого то он запомнится снежными горками и ароматными блинами. Для других этот день станет первым шагом к началу будущей счастливой семейной жизни.

Каждый день масленичной недели имеет свое название. Второй день праздника в народе прозвали Заигрышами, и он обладает своими уникальными традициями и обычаями.

Ранняя Масленица в 2018 году начинается с 12 февраля и продлится до 18 числа. Праздничная неделя для всех является поводом повеселиться, полакомиться вкусными блинами с различными начинками и провести несколько обрядов, чтобы привлечь в жизнь благополучие и процветание .

Традиции второго дня Масленицы

Второй день Масленицы проводят с участием различных персонажей, которые поднимают людям настроение и зазывают их на веселые гулянья. Обычно это Петрушка и Дед-зазывала, которые развлекают народ, предлагая покататься на горках, коньках и санках, а также на лошадиных упряжках.

Повсюду во время Заигрышей можно встретить людей в масках, которые поднимают настроение окружающим. В современном мире ряженые чаще всего выбирают готовые костюмы и маски, тогда как наши предки сами шили себе праздничные карнавальные наряды. Ряженые ходили по домам, возвещая о начале второго дня Масленицы и обязательно угощались блинами, желая хозяевам благополучной жизни.

Во вторник люди по традициии ходят друг к другу в гости и угощаются приготовленными блинами с различными начинками. Чем больше гостей пожалует в дом, тем радостней хозяевам, ведь пришедшие несут с собой энергетику благополучия и процветания.

Во время Заигрышей парни и девушки присматриваются друг к другу, чтобы определиться с выбором женихов и невест. Молодые люди решали, к кому они отправят сватов для будущей свадьбы, а девушки не теряли время и гадали на суженого. Множество обрядов, которые направлены на привлечение любви , можно провести и сейчас.

Во время празднования большое внимание уделяли украшениям, которые вешали на сани, запряженные лошадьми. Молодежь мастерила чучело Масленицы и с веселыми песнями катала его по деревне, а также в поле, чтобы позвать весну и привлечь обильный урожай.

Развлечения и катания с гор также символичны. Считалось, что чем дальше человек съедет с обледенелой горы, тем больший урожай льна будет у везунчика.

Большое внимание во второй день Масленицы уделялось молодоженам. Они обязательно объезжали деревню на красиво украшенных санях, принимали поздравления и угощали празднующих блинами.

На Масленицу наши предки не употребляли алкоголь: считалось, что он дурно влияет на мысли и отводит удачу от людей. Проведите этот день вместе с друзьями и близкими, обязательно прокатитесь с горки или покатайтесь на коньках. Ваше прекрасное настроение станет залогом удачи на весь год. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2018 01:15

Масленица - славянский праздник, зародившийся в глубокой древности. Раньше его ждали с нетерпением. Особые приметы...

Масленичная неделя - период гуляний на широкую ногу. Как говорили в старину, пришла Масленица-разорительница. Не...

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.