Когда ребенок должен хорошо держать голову. Когда новорожденный начинает держать голову? Если ребенок держит голову, а не должен был

В первый год жизни малыш стремительно развивается. Один из важных навыков – умение держать голову. Если он не появляется после 3 месяцев, нужно обратиться за медицинской помощью.

К 3 месяцам у 80-85% детей умеют держать голову . Они могут поднять ее на 45-90 ⁰ над поверхностью. Ребенок уверенно держит голову в течение 1 минуты и более. При этом он опирается на предплечья, а таз и бедра плотно прижаты к твердой поверхности.

Здоровые доношенные дети держат голову с 2 месяцев, недоношенные — с 2,5-3 месяцев. Если ребенок делает это раньше 1,5 месяца, необходимо пройти осмотр у невролога, и исключить повышение внутричерепного давления. В первые недели после рождения, мышцы находятся в повышенном тонусе. Они недостаточно развиты для того, чтобы поддерживать голову.

Раннее удержание бывает вариантом нормы, если малыш носил специальный воротник с рождения (показан при травмах, неврологических проблемах).

Без надлежащего ухода, здоровые дети формируют навык позже. Это происходит, если родители не выполняют свои обязанности или есть психические расстройства.

Этапы 3 месяцев

Формирование навыка проходит следующие этапы:

  • поднятие головки на несколько секунд или минут в возрасте 2-3 недели;
  • удержание головки на 1 минуту и более в положении на животе в 2-3 месяца;
  • самостоятельное удержание в вертикальной позе в 2,5-3 месяца;
  • поднятие головки и плечевого пояса лежа на животе после 3 месяцев.

Некоторые дети начинают держать голову в 3,5-4 месяца. Если остальные показатели развития соответствуют возрасту, повода для беспокойства нет.

Выявить отклонения в развитии можно самостоятельно. Ребенка, в возрасте более 1 месяца, поворачивают на живот. Над головкой звенят погремушкой. Если нарушений нет, малыш поднимает голову, пытаясь определить источник звука.

Для второго варианта проверки малыша медленно усаживают из положения лежа, в позу сидя. При этом его держат за руки. У здорового ребенка головка остается прямой в течение 30 секунд.

  1. Допустимы небольшие покачивания головы в стороны.
  2. Далее малыша снова укладывают на спинку.
  3. Медленно тянут за ручки, до полу сидячего положения.

Ребенок должен несколько секунд удержать голову , а затем опрокинуть. Эти действия, выполняемые ежедневно, могу служить тренировкой.

При хорошем уходе, кормлении, играх с малышом, все навыки формируются вовремя. На активность ребенка влияет наследственность и темперамент.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе

Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж


Массаж для малыша
  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа. Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений . Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Когда стоит бить тревогу

Не стоит беспокоиться, если в 2-2,5 месяца не удерживает голову. Если при этом есть попытки ее поднятия, нужно помочь ребенку занятиями и массажем.


Согласно исследованиям, 4 месяца – это окончательный срок, когда у здорового ребенка формируется навык.

Если он не развит – необходимо выявить патологию.

К задержке развития могут приводить такие факторы:

  • Родовая травма.
  • Снижение тонуса мышц.
  • Неврологические заболевания.
  • Неправильный уход, отсутствие занятий.
  • Недоношенность.
  • Низкая масса тела.

При выявлении отклонений назначается консультация таких специалистов:

  1. педиатра;
  2. невролога;
  3. хирурга;
  4. ортопеда.

Если выявлено заболевание центральной нервной системы, проводят медикаментозное лечение, курс массажа, физиопроцедуры. При низком тонусе мышц эффективны занятия гимнастикой.

До 2-3 месяцев, голову ребенка нужно поддерживать. Это делают в положении на руках, при держании вертикально, во время кормления. Важно держать голову при купании. Три пальца укладывают на спинку, а большой и указательный, поддерживают голову в области затылка и нижней челюсти.

Головка не должна запрокидываться назад. Туловище ребенка до 1 месяца можно прижимать к своей грудной клетке, придерживая одной рукой голову. Второй рукой поддерживают таз. Поддержку осуществляют до тех пор, пока ребенок не будет уверенно держать голову. При резких движения и наклонах, придерживание головки необходимо после 3 месяцев.

Поддержка обеспечивает такие условия:

  • Предотвращает травму шейных позвонков.
  • Контролирует мышцы шеи.
  • Препятствует чрезмерному разгибанию головки.

У новорожденного ребенка мышечная деятельность рефлекторная. Сознательные движения головкой развиваются к 2-3 месяцам.

На формирование мышц шеи влияют такие факторы:

  • положение ребенка во время сна, кормления;
  • качество матраса в кроватке;
  • родовая травма;
  • уровень кальция и витамина Д в грудном молоке или смеси.

Положение во сне оказывает влияние на формирование позвоночника. В первый месяц он спит более половины всего времени. Для малыша нужно выбирать качественную кроватку и матрас.


Они должны создавать поддержку для еще не сформированного позвоночника. До 2 лет не рекомендовано использовать подушку. Ее может назначить ортопед, при наличии кривошеи. В других случаях, малыша кладут на ровную поверхность.

При гипоксии в родах и родовой травме происходит задержка развития. Малыш может не держать голову до 4 месяцев. Таких деток должен чаще осматривать невролог и педиатр. На силу мышц и формирование костей влияет питание ребенка.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие кривошеи или задержку развития, нужно выполнять такие требования:

  1. Ежедневно выкладывать ребенка на живот.
  2. Чередовать положение головы и ног в кроватке.
  3. Использовать яркие игрушки, мобиль.
  4. Менять сторону, с которой падает свет в кроватку.
  5. Занимайтесь плаваньем.
  6. Играть и разговаривать с ребенком.
  7. Своевременно кормить.
  8. Гулять на свежем воздухе.
  9. Поощрять к активным действиям.

Важно! Меры профилактики обязательно применяют для недоношенных детей и при низкой массе тела.

Если ребенок не удерживает головки, нужно выполнять рекомендации врача. Необходимо рационально питаться, заниматься массажем, гимнастикой. Патология легко устраняется на начальной стадии.

В случаях, когда лечение начинают через 2 и более месяцев, могут развиться необратимые нарушения.

С первых дней рождения, ребенок еще не умеет управлять своим телом, в том числе и работой шейных мышц. Новорожденный не способен держать голову, и умение самостоятельно ее удерживать - это первый серьезный навык управления своим телом, который является также базой для умения сидеть и ходить.

Когда ребенок начинает держать голову?

Каждый ребенок (как и его развитие) индивидуален. Способность держать голову к одним деткам приходит раньше, к другим позже. Но существует норма, по которой многие ориентируются, и она для младенца составляет 3 месяца. Примерно с 1,5-ра месячного возраста, ребенок из положения, лежа на спине, начинает подтягивать подбородок к груди. В 2 месяца можно заметить попытки удерживать голову в вертикальном положении. К 4-м месяцам малыш должен достаточно уверенно держать голову. К 5 месяцам кроха, лежа на животе, уверенно приподымает верхнюю часть туловища. В последние годы к грудничкам умение удерживать голову приходит значительно раньше, и некоторые малыши уже в 2 месяца уверенно управляют мышцами шеи.

Как развивать шейные мышцы новорожденного?

С момента, когда заживет пупочная ранка, ребенка можно выкладывать по несколько раз в день на животик. Для первого раза хватит одной минуты, далее постепенно увеличивая время. Чем чаще вы будете с карапузом проводить такую процедуру, тем больше он будет тренировать мышцы шеи и в итоге быстрее научится ими управлять. Вы заметите, что в положении лежа на животе, младенец старается поднять головку и уложить ее на бок. Это врожденный рефлекс самосохранения, дабы кроха не задохнулся. Эта процедура хороша еще тем, что способствует от-хождению газиков из кишечника, что в свою очередь поможет в борьбе с коликами.

Полезно также носить ребенка в вертикальном положении с месячного возраста, поддерживая его спинку и головку. В таком положении малыш начинает пытаться самостоятельно удерживать голову наравне с туловищем.

Ребенок начал держать голову в месяц и раньше

В случае если ребенок начал держать голову в месяц, его следует показать доктору, так как это явление не есть нормальным. И, как правило, никакого отношения к раннему развитию не имеет. Зачастую это признак внутричерепного давления или гипертонуса мышц. Симптомы: частый плач, мало спит.

Поводом обратиться к доктору, является:

Ребенок держит голову, но криво, под аномальным углом;
лежа на животе, ребенок не поворачивает голову вбок;
у ребёнка наблюдается гипотонус мышц шеи или всего тела.

Ребенок в 3 месяца не спешит держать голову

Младенцы с недостаточной массой тела, с низким тонусом мышц, с неврологическими проблемами, недоношенные, детки, родившиеся при осложненных родах, зачастую начинают держать голову чуточку позже за своих сверстников. Если малыш не держит голову в положенные для ребенка сроки, его следует показать специалисту, который предпримет все нужные меры.

Важно! До момента, когда ребенок научится уверенно держать голову, вам следует поддерживать ее в области затылка и шеи. Если этого не делать, малютка может травмировать шею.

  • Придерживать, а не держать
  • Когда ребенок начинает держать голову
  • Если ребенок не держит голову
  • Как помочь малышу держать головку
  • Если ребенок держит голову, а не должен был

«Придерживайте головку!» - строго наставляет молодых мам в роддоме медсестра, передавая им на руки новорожденных. «Наверное, если не придерживать головку, случится что-то ужасное!» - думают мамы, мертвой хваткой фиксируя затылок младенца…

Когда же ребенок сам начнет держать головку, и чем грозит материнская небрежность новорожденному?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть - набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» - беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда ребенок начинает держать голову

Разумеется, все сроки, о которых идет речь - «среднее арифметическое», в которые впишется редкий младенец. Большинство на неделю другую опережают или отстают от этих сроков, так что смотрите на них исключительно как на ориентиры.


8 недель

В 8 недель мама впервые начинает замечать, что ребенок уже может осознанно управлять движениями головы, когда она держит его на руках: склонять ее набок, вперед и выпрямлять. Однако до полного контроля еще далеко.

3 месяца

Это именно тот срок, который обычно считают нормой для удержания головки. В этом возрасте малыш, лежа на животе, может приподнять плечи и голову и удерживать их так около 30 секунд. Если вы потянете ребенка, лежащего на спине, за руки, то, приподнимаясь, он удержит голову на одной линии с туловищем. Наконец, малыш может обходиться без поддержки головы, когда он у вас на руках.

4 месяца

Лежа на животике, малыш может приподнять не только плечи и голову, но и верхнюю часть туловища и проводить в таком положении около минуты. Он тянется за игрушкой, поворачивая голову, и чувствует себя комфортно.

5-6 месяцев

Ребенок свободно удерживает голову в любом положении, может вертеть ею, сидя у мамы на руках и осматриваясь вокруг.

Если ребенок не держит голову

До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

    Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

    Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

    «Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи - голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб - буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации - ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии - гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать - как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Контроль положения головы - важный этап развития малыша, причем не только физического, но и интеллектуального. Ведь теперь он может разглядывать окружающий мир, наблюдать за мамой, следить глазами за игрушками… так что не пускайте этот момент на самотек, обязательно наблюдайте за новорожденным!

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.