Что должен говорить ребенок в 1 год. Что должен говорить ребенок в первые три года


Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью - это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться. Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух. С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко - «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже - копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги - ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях - пробует пить из чашки - и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на». Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать - скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями. Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии. До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, - 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова. Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы. Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы. На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы. Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, - около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие - 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго. Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов. На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш - непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов - не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например - это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет - стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Уважаемый Олег, начнем с того, что ребенок ничего никому не должен! И у каждого свой индивидуальный путь развития.Вы не сказали-кто у Вас-девочка или мальчик. Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития. К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т. д.). Если более конкретно (но опять же-ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД с учетом его здоровья и возможностей), то: 1 год – 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит). 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова. 1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Начало фразы состоит из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. В этом возрасте ребенок - это «маленький попугай», который будет вторить Вам, передразнивать телевизор, машины и животных Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «покажи, кто сидит, кто спит». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.

В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Грамматический строй речи и звукопроизношение

После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

Нормы развития речи на втором году жизни малыша

Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

  • малыш отвечает на простые вопросы;
  • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
  • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
  • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
  • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
  • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
  • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
  • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
  • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик - кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом -домик);
  • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
  • малыш может показать две - три части тела или больше;
  • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.

Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

Симптомы задержки речевого развития малыша

Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.

В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут - отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу - с ними можно заниматься уже с 2 лет.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

  • не нарушен ли у малыша слух,
  • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
  • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
  • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.

Проверка слуха

Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

  • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
  • он не поворачивается к источнику звука;
  • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
  • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
  • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
  • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.

При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

Диагностика мелкой и крупной моторики

Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

  • он умеет бегать;
  • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
  • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
  • ударяет ногой по мячику;
  • перешагивает через предметы;
  • марширует, хотя и не слишком ловко;
  • может пятиться назад.

Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

  • пытается остановить катящийся к нему мячик;
  • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
  • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
  • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
  • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
  • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.

Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

Диагностика органов артикуляции

Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

Возможные проблемы:

  • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
  • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
  • высокое и узкое нёбо («готическое»);
  • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
  • массивный или очень маленький язык.

Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.

Проверка понимания речи

Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

  • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
  • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
  • собрать матрёшку или пирамидку
  • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
  • предложить показать у себя или у куклы части тела;
  • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
  • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.
Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет

Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.

Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:

  • учить малыша подражать речи взрослых;
  • поддерживать его стремление общаться с окружающими;
  • развивать умение понимать речь близких людей;
  • учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
  • перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
  • различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
  • складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
  • учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.

Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).

На видео ниже хорошо рассказано про развивающие речь игры в этот период:

Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.

Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.

Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.

Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.

Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.

Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.

Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.

Если у вас остались вопросы по развитию речи ребёнка с одного года до двух лет, вы можете задать их нам. Если вы хотите провести диагностику возможной патологии развития речи, или просто показать ребёнка специалисту, чтобы убедиться в отсутствии речевых нарушений, обратитесь к нам за консультацией.

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое – ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму – физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте – развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций – зубки вырастут.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

Новые самостоятельные действия

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.



В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить – он может оказаться где угодно
  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: ). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки – уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: ). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.


Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом – чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора – малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.



Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из:

  • умения умывать ручки и лицо, попыток почистить зубки;
  • обязательного мытья рук после улицы и перед едой;
  • вечернего купания или ополаскивания под душем;
  • личных предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, расческа).

Вопрос о вакцинации решается с педиатром. Последнее время ведутся многочисленные споры о целесообразности и безопасности прививок. Многие детки хорошо переносят различные прививки, но всегда сохраняется риск индивидуальной непереносимости. Обсуждать что-то по слухам ошибочно, лучше проконсультироваться с врачом. Самостоятельно решать вопросы об отказе от вакцинации не стоит. Подробно тема прививок освещена в других материалах нашего сайта.

Существуют различные теории развития ребенка и научные концепции решения тех проблем, которые могут возникнуть у малыша. Но ни одна из них не может дать четкий ответ на вопрос, как справиться с проблемой ребенка в развитии речи. Каждая сложная ситуация требует гибкого и индивидуального подхода.

Мой малыш не говорит…

Дети, как и взрослые, отличаются по своим способностям, по-разному воспринимают окружающий мир, у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Одни малыши более активны, любят играть со взрослыми и быстрее начинают говорить, другие менее активны, не очень охотно общаются со взрослыми и начинают говорить позднее своих сверстников.

Первые слова - важная веха в развитии малыша. В первые три года жизни малыша речь развивается стремительно и именно этот период особенно важен для развития речевого образа.

Первый год жизни

Примерно с трех месяцев кроха начинает издавать звуки (вокализировать), когда с ним беседует взрослый, он улыбается и радуется появлению родителей.

В 3-6 месяцев малыш гулит, много раз повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется, внимательно смотрит в лицо взрослого и пытается копировать движения губ.

В 6-9месяцев ребенок издает звуки ммм, ссс, а так же слоги ма, ба, ла.

В 9-12 месяцев малыш имитирует цепочки слогов (ма- ма, да-да), подражает покашливанию, цоканью.

Примерно в 12-14 месяцев многие дети осмысленно произносят два слова.

Второй год жизни

На втором году жизни ребенок понимает больше слов, чем может произнести, причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например: «Покажи киску», «Дай мячик»). К концу второго года жизни ребенок знает названия некоторых предметов и действий.

Малыш издает разнообразные звуки, более уверенно произносит слоги и слова, выражая свои чувства и эмоции.

Речь малыша эмоционально и интонационно окрашена. По интонации родители могут понять, о чем «рассказывает» кроха: об увиденной на улице машине, о собаке, которая громко лает и т.д. Часто дети повторяют за взрослыми не слова целиком, а только их окончания, первые звуки или слоги: ки вместо киса, ать вместо дать и т.д.

Третий год жизни

На третьем году жизни ребенок говорит и понимает речь намного лучше, чем раньше. Его словарный запас увеличивается в 2-3 раза. Малыш говорит короткими фразами, использует как простые, так и распространенные предложения, но делает много грамматических ошибок.

В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?».

Малыш еще четко не умеет произносить звуки. Он смягчает многие согласные: говорит сям вместо сам, коза превращается в козя, а машинка в масинку и т.д. Некоторые звуки ребенок заменяет другими (вместо ш произносит с или пропускает трудные звуки).

Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).

Первые слова

Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок произнесет свои первые слова: мама или папа. Но многие дети еще до того, как скажут мама, начинают использовать другие слова, хотя родители и не считают их настоящими словами (ам- ам- хочу есть, ав- ав- собачка). Все малыши вначале говорят о том, что знают и думают.

Российские и зарубежные исследователи детской речи обнаружили определенную закономерность в том, как ребенок усваивает первые слова и их значения. Существуют первостепенные по значению группы слов, которые учатся понимать и произносить дети. Это такие группы первых слов:

  • люди, окружающие ребенка (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля и др).
  • животные и птицы (мяу, ки, ав-ав, му, ко-ко и т.д.)
  • еда (ам-ам, ням-ням, пить, суп, чай)
  • движения (топ-топ)
  • сон (а-а, бай-бай)
  • действия (дать, на, тук-тук и т.д.)
  • состояние (бо-бо-больно)
  • согласие (да, нет)
  • место (там)
  • предметы в доме (але, тик-так)
  • осуждение за поступки (ай-ай)
  • прощание (пока-пока).
Любой навык ребенок осваивает в несколько этапов. Например, чтобы научиться самостоятельно ходить, свои первые шаги ребенок делает сначала с опорой или поддержкой взрослого. Также малыш учиться говорить: сначала произносит отдельные звуки (лепечет), затем звукосочетания (гулит), и наконец, слова.

Почему не слышно слов?

Родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельств.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, могут быть различными:

Внутриутробная патология

Негативные факторы особенно опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности, речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относят:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода).
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь и т.д.).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Нарушение сроков вынашивания плода (недоношенная или переношенная беременность).
  • Прием лекарственных препаратов.
  • Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба, особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

Неблагоприятные роды и их последствия

  • Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины могут быть разные: узкий таз матери, наложение щипцов и т.д.
  • Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например при обвитии пуповиной, вызывает минимальные повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного и низкая оценка по шкале Апгара.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Если ребенок в первые годы жизни часто болеет простудными заболеваниями или перенес нейроинфекции и инфекционно- вирусные заболевания, то нарушение речи является частым их следствием. Речь ребенка не совершенна и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяются несколько критических периодов развития речи:
  1. в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
  2. в 3 года малыш осваивает фразовую речь;
  3. в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или «срыва» речи (заикания).

Татьяна Бутакова, психолог, руководитель школы развития